27 июля 2021. Валовой региональный продукт увеличился на 13 %, добыча алмазов, золота и угля приносит прибыль, зарплата растет, опережая инфляцию. И небывалое событие-IT-компании дают положительный финансовый результат наряду с крупными промышленными предприятиями. Как добиться асфальтирования дороги, есть ли надежда на субсидированные билеты и старым и малым, кто заплатит на Ленский мост? В этом попытался разобраться корр. ИА YakutiaMedia, опираясь на данные, рассказанные министром экономики региона Маей Даниловой во время прямого эфира в соцсетях.
Увеличение оборота социально-значимых услуг
За первое полугодие этого года увеличился оборот социально значимых услуг по сравнению с таким же периодом прошлого года. Так, например, отмечен рост оборота розничной торговли на 17% в связи с внутренней активностью. При этом возросли платные услуги населению практически на 23%. Зато на 20% увеличился грузооборот, а пассажиропоток и пассажирооборот всего на 1,7%.
Чаще всего в регион отправляют запчасти, промышленное оборудование, медицинские товары, мебель и товары народного потребления. Авиаперевозки остаются для Якутска едва ли не единственной артерией связи с материком: весной и осенью практически невозможно доставить грузы другим способом. Поэтому все чаще компании выбирают авиадоставку.
Рост зарплаты опережает рост инфляции
Реальная заработная плата в Якутии в январе — мае 2021 года повысилась на 2,7%. Это говорит о том, что она опережает рост инфляции. Сальдированный заработок предприятий составил около 114 млрд рублей с ростом в 1,6 раза по сравнению январем-маем прошлого года. В настоящее время положительный финансовый результат дают алмазодобывающие и золотодобывающие компании, угольные предприятия, IT-компании.
В последних есть источники роста прибыли для экономики республики. Налоговые доходы консолидированного бюджета увеличились на 7% % за первое полугодие 2020 года. Они составляют почти 74 млрд рублей.
Отметим, в Якутске наиболее востребован инженерно-технический персонал. Самую высокую зарплату предлагают для инженеров и слесарей, которым готовы платить 110-125 тысяч рублей. Водителю карьерного самосвала готовы платить до 90 тысяч рублей — на уровне начальника грузоперевозок, для которого нижняя зарплатная вилка начинается с 90 тысяч рублей.
В 2021 году введут сотни тысяч квадратных метров нового жилья
Ввод жилья по-прежнему ниже уровня 2020 года — на 44% за шесть месяцев 2021 года. Но, по оценке на 2021 год, планируется ввести 570 тысяч квадратных метров жилья. Это будет рост на 7% к показателю 2020 года.
Напомним, в столице республики стартовала комплексная застройка квартала "Воинская часть" (мкрн. Звездный). Реализация проекта завершится в 2025-2026 годах, а уже в следующем году планируется ввод 22 тысяч квадратных метров жилья. С учетом комплексности застройки в квартале будут: общественные пространства, социальные объекты: школа и два детских сада, инженерная инфраструктура. Жители, проживающие сейчас в ветхих аварийных домах испытывают смешанные чувства, узнав эту новость. Преобладает надежда поскорее обрести новое, современное, безопасное жилье, получив заветные ключи от квартиры в одном из 30 многоквартирных и 36 сблокированных домов, которые будут построены в рамках проекта.
Одно из ведущих направлений— строительство 100 объектов к 100-летию ЯАССР. Сейчас построено 72 объекта. В следующем году оставшаяся часть будет введена. В строительстве участвуют и недропользователи.
Ковидные ограничения снизили эффективность предприятий
Ведомство курирует проект "Производительность труда". По нему определяется эффективность организаций. В 2020 году из-за ограничений по коронавирусу снижение составило 98%. В этом году Минэкономики ставит задачу увеличения производительности труда на 3%. В регионе создан центр компетенций по производительности труда. Он оказывает методическую помощь предприятиям. Два предприятия вошли в национальный проект "Производительность труда" под руководством федерального центра компетенций — это "Якутский хлебокомбинат" и РИК "Автодор". Такие предприятия как "Якутская птицефабрика", "Полярные авиалинии", "Железные дороги Якутии" участвуют в нацпроекте на самостоятельной основе.
Добавим, что в текущем году в Якутии на реализацию нацпроектов, в том числе "Производительность труда", предусмотрено 44 млрд 948 млн рублей. Запланировано заключение 2 833 контрактов, из которых в настоящее время заключено 2 238, что составляет 78% от годового плана. Айсен Николаев отметил достаточно хорошие темпы реализации показывают национальных проектов "Производительность труда", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". По этим двум нацпроектам годовые показатели почти достигнуты.
Якутия в числе регионов с высокой долговой устойчивостью
Кредиты, взятые республикой — это государственный долг и он находится в управляемой зоне. По соглашениям ГЧП 1 — строительство муниципальных детских садов и ГЧП 2 — строительство социальных объектов республика, в рамках инвестиционной программы, исполняет свои обязательства и планомерно сокращает и костяк кредитов, и проценты. Поданы две заявки на получение инфраструктурного кредита из федерального бюджета. Он выдается под низкую ставку — 3% на 15 лет. Предполагается два направления: первое, в пределах лимитов, которые определяет министерство финансов Российской Федерации. Для нашего региона лимит определен на уровне 4,163 млрд рублей. Якутия заявила на данный лимит жилищные проекты в микрорайоне "Воинская часть" в Якутске и квартале "Р" в Нерюнгри, для специалистов Жатайской судоверфи на строительство общежития и многоквартирного дома.
Второе направление инфраструктурного кредита будет формироваться по итогам конкурсного отбора. На эту часть сверхлимитов объемом 12,9 млрд рублей заявила Якутия в целях софинансирования строительства Ленского моста.
Напомним, что инфраструктурные бюджетные кредиты и облигации обеспечат региону колоссальные возможности для развития инженерной, городской, транспортной и социальной инфраструктуры, а также комплексного развития территорий.
"Что касается финансирования развития инфраструктуры с использованием инфраструктурных облигаций, до 2024 года мы планируем привлечь внебюджетных средств до 150 млрд рублей по ставке займа не более 4 % годовых. Срок реализации инфраструктурного проекта предусматривается до 15 лет, но, возможно, по отдельным проектам он будет увеличен", — сообщил зампред правительства РФ Марат Хуснуллин.⠀
Проекты для финансирования будут отбираться на конкурсной основе после подачи заявок регионами. На заседании Правкомиссии по региональному развитию утверждены все правила отбора, методики оценки и ранжирования конкурсных проектов.
Еще 11 субъектов предоставили свои проекты и будут рассмотрены в ближайшее время: Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Костромская, Ленинградская. Тульская, Московская, Самарская, Вологодская, Воронежская, Сахалинская области.
Федеральное значение дороги ускоряет асфальтирование
Автодорогу "Амга" заасфальтируют при условии федерального статуса. При этом в рамках нацпроекта "БКАД" каждый год ее участки приводят в нормативное состояние. 2,5 млрд рублей предусмотрено на выполнение данных работ. Нужен выход в Хабаровский край, чтобы дорога стала федеральной.
Напомним, более 18,6 млрд рублей было предусмотрено на реализацию приоритетных национальных проектов на территории Якутии в 2019 году. В ближайшие три года из федерального бюджета на реализацию национальных проектов в республике будет направлено свыше 35,5 млрд рублей.
Добавим, национальные проекты по 12 направлениям (в частности, демография, культура, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология) были разработаны во исполнение нового майского указа президента РФ Владимира Путина о национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года.
Не так давно было приостановлено движение на автодороге Нижний Бестях (1157-й км а/д "Лена") — Амга — Усть-Мая — Эльдикан — Югоренок (а/д "Амга") для всех видов транспорта. А случилось это из-за того, что ливнями (!) смыло водопропускные трубы, мостовой переход.
Мечта о субсидированных авиабилетах вне зависимости от возраста обошла Якутию стороной
Минтранс России поддерживает регион в вопросе выделения средств из резервного фонда правительства страны на субсидирование авиабилетов, которые предусмотрены вне зависимости от возрастных ограничений. Напомним, 21 маршрут Дальнего Востока обеспечен финансированием на субсидирование авиабилетов вне зависимости от возрастных ограничений. Якутия в этом списке счастливчиков не значится.
При этом потребность в обеспечении всех маршрутов составляет более 5 млрд рублей, включая 1 млрд рублей, который приходится на маршруты "Якутск — Москва", "Якутск — Санкт-Петербург". Сейчас в регионе действуют 4 программы субсидирования пассажирских авиаперевозок по межрегиональным маршрутам, финансируемых из федерального бюджета, и по местным социально значимым маршрутам из республиканского бюджета. Квота субсидируемых мест составляет 30% от общего количества пассажирских мест воздушного судна.
Есть отличная новость-на субсидированные авиабилеты из Якутска, Читы и Улан-Удэ выделят 1 миллиард рублей. Айсен Николаев не так давно поднял вопрос субсидирования пассажирских авиаперевозок на встрече с министром транспорта РФ Виталием Савельевым. Руководитель региона отметил, что обеспечение ценовой доступности авиабилетов является одним из острых вопросов для населения Якутии.
"К сожалению, выделенная субсидия для граждан Дальнего Востока без возрастных ограничений в соответствии с приложением №5 постановления Правительства РФ № 215 для маршрутов из Якутска в настоящее время не предоставлена", — сказал Айсен Николаев, добавив, что большая часть населения республики летает по центральным направлениям через основной региональный хаб — город Якутск.
Сколько стоит мост построить?
Строительство Ленского моста обойдется в 68,46 млрд рублей. При этом 14,2 млрд — средства частного партнера, 54,3 млрд рублей — бюджетные средства, включая федеральные — 35 млрд рублей и республиканские — 19,3 млрд рублей.
Работы начинаются на левом и правом берегах реки Лена. Первый этап включает в себя работы по устройству строительных площадок с подъездами, временных дорог, временных причалов на левом берегу, а также устройству наплавных мостов и переустройству сетей (газ и электросети). Разрешение на строительство первого этапа получено.
В текущем году будут подготовлены строительные площадки для хранения материалов, рабочий городок для строителей моста. Планируется устроить временные дороги, переустроить инженерные сети. Будет организована площадка, на которой проведут сборку и монтаж оснований под пилоны, которые сначала будут изготавливаться на берегу для последующего погружения и забивки свай.
Кроме того выполнят устройство опор под искусственные сооружения через табагинскую протоку.
Уникальный транспортный объект — вантовый мост через реку Лена — представляет собой трёхпилонную вантовую систему. Научно-техническим советом Федерального дорожного агентства Росавтодор поддержана выбранная трассировка створа и автомобильных подходов к мостовому переходу общей протяжённостью 14,9 км, в том числе вантовый трёхпилонный мост длиной 3,1 км с максимальной длиной пролетов до 840 м. На первом этапе строительства планируется задействовать до 500 человек строителей, в основном, из местных строительных компаний.