Предвыборная гонка в Южной Якутии, блокада аэропортов и дозированные авиаперелеты

Значимые политические события в Якутии по версии редакции ИА YakutiaMedia читайте в обзоре
Южная Якутия
г.Нерюнгри
Фото: ИА YakutiaMedia

14 апреля 2021. Одним из главных республиканских политических событий текущего месяца станут досрочные выборы главы Нерюнгринского района, назначенные на 25 апреля. Выборы в центральной Якутии и Южной отличаются коренным образом. Это в Якутске кипят воистину шекспировские страсти — электорат волнуется и бушует, здесь и коварство, и предательство, и едва ли не гражданская война, а в Нерюнгри, на Вильяма Шекспира, только замахиваются…Да и то, настолько с местной спецификой, что сам Константин Станиславский, глядя на фамилии кандидатов, закричал бы "Я тобі не вірю!". Политобозреватель ИА YakutiaMedia разбирался в предвыборной гонке местных кандидатов, в том, что ждет якутян во время реконструкции двух крупных аэропортов и получит ли аэропорт Якутск заветную субсидию на авиаперелеты до Москвы и Санкт-Петербурга. 

Сватовство и измена 

Ключевой электоральный населённый пункт в районе — это промышленный город Нерюнгри. В отличие от окружающих его посёлков, здесь и людей больше, и в разы выше комфортность, уровень жизни. Отсюда ниже протестный слой населения. Столицу Южной Якутии можно было бы даже назвать аполитичным городом, но, скорее, это некоторое равнодушие. 

Настроение у местного электората как у богатой, но некрасивой невесты, разочаровавшейся в удачных партиях. Которая, глядя на женихов, задаёт себе только один вопрос: "А не подлец ли он?". 

Напомним, с 2011 года Нерюнгринский район возглавлял выдвиженец от "Справедливой России" Андрей Фитисов. Имея внушительный кредит доверия от населения, позже он вероятно растерял его в кабинетах власти, проиграв следующие выборы далеко не выдающемуся представителю "Единой России" Виктору Станиловскому. Последний к концу своего руководства районом также имел крайне низкие рейтинги по мнению общественности и не вызывал у избирателей почти ничего, кроме безразличия.  

В данное время на главу района выдвинулось четверо: Андрей Дорогань от партии ЛДПР, Андрей Легчило от "Справедливой России", Валерий Рига от "Гражданской платформы" и Роман Щегельняк от "Единой России". Кого в этом списке не хватает? Конечно же, кандидата от КПРФ!

Отсутствие такового в выборном процессе (тем более, в исконно пролетарском городе шахтёров) как в плохом детективе навевают мысли, если не об измене интересам, то от вероятности выгодной сделки……Впрочем, Нерюнгри, хоть и шахтерский, но совсем не красный пояс России, а золотые годы КПРФ здесь давно уже в прошлом. 

Главный академик России  

На остальных политических фронтах — временное затишье. Глава Якутии Айсен Николаев в начале месяца  принимал заглянувшего в гости в Якутию президента Российской академии наук Александра Сергеева.

Чтобы развивать Якутию, нужно её всестороннее научное изучение. В рамках так называемой Второй комплексной экспедиции РАН оно было начато ещё в 2016 году и по планам должно бы уже заканчиваться, но там не всё так просто с финансированием.

Айсен Николаев сообщил, что республика готова софинансировать проведение комплексной научной экспедиции по исследованию северо-запада Якутии. В 2021 году на эти цели будет выделено порядка 60 млн рублей. 

Экспедиция будет иметь не только научные задачи (а именно комплексное изучение огромной территории, по размерам сопоставимой с Индией), но и способствовать максимальному сохранению окружающей среды и повышению уровня жизни людей, которые живут в тяжелейших природно-климатических условиях. 


Глава Якутии принимал заглянувшего в гости в Якутию президента Российской академии наук Александра Сергеева. Фото: ЯСИА

Александр Сергеев высказал мнение, что даже в отсутствие федерального финансирования крупные корпорации могут заинтересоваться проведением такой экспедиции. Наибольший интерес представляет разработка импактных алмазов на границе Красноярского края и Якутии (Попигайское месторождение), а также развитие Томторского месторождения редкоземельных металлов.

"С традиционными подходами в рамках госзаказов на не очень большие или даже большие академические институты, которые есть у нас в Якутии или в Сибирском отделении РАН, здесь вопрос не решить. Вопрос как раз заключается в том, что эта экспедиция должна быть комплексной. Я уверен, что при поддержке Российской академии наук, вместе с ней, мы все-таки сможем при поддержке руководства страны добиться того, чтобы эта программа реально софинансировалась в интересах всей нашей страны из бюджета Российской Федерации", — заключил Александр Сергеев.

Наши, конечно, деньги выделят. Но 60 млн, когда речь идёт как минимум о  миллиарде, не сумма. Очень сомнительно, что деньги от федеральной казны и заинтересованных корпораций будут изысканы к началу лета, когда станет возможно начать крупные научные изыскания. Такие вопросы решаются и закладываются в планы и бюджеты хотя бы за год. Это немного удручает и наводит на вопросы о системном интересе страны к развитию республики.

Напомним, что первая комплексная научная экспедиция по изучению Якутии была организована Академией наук СССР в 1925-1930 годах и сыграла важную роль в становлении и развитии социально-экономического, культурного и научно-образовательного потенциала республики. 

Выбить субсидии

Хорошая новость пришла от полпреда по ДФО Юрия Трутнева, который на заседании совета Дальневосточного округа по вопросам развития регионов ДФО поручил министерству транспорта России в течение недели решить вопрос для тех регионов, которые не получили эти субсидии на авиаперелеты.

Якутию в этом отношении конкретно обделили. Вспомним историю вопроса: 2 февраля председатель правительства России Михаил Мишустин подписал постановление о расширении программы льготных авиаперелётов для дальневосточников. Согласно этому постановлению теперь субсидии распространяются не только на льготные категории граждан, но и все возрастные категории без ограничений. На эти цели из федерального бюджета было выделено 5 млрд рублей.

Якутия вошла в список этих регионов с точками вылета по маршруту "Мирный — Москва — Мирный (авиакомпания "Алроса")". "Нерюнгри — Москва — Нерюнгри (авиакомпания "Якутия")" и "Полярный — Москва — Полярный (авиакомпания "Алроса")".

Но главные маршруты — "Якутск — Москва — Якутск" и "Якутск — Санкт-Петербург — Якутск" — остались без субсидирования на возрастные категории без ограничений.

В Якутии по этому поводу сломали немало копий, в итоге  Айсен Николаев обратился к федеральному руководству с предложением всё-таки предусмотреть субсидируемые авиабилеты по маршрутам "Якутск — Москва — Якутск" и "Якутск — Санкт-Петербург — Якутск".

Как мы видим, какие-то движения уже есть, хотя о результатах говорить пока рано. 

Блокада аэропортов

Но проблема здесь будет вовсе не в субсидиях. Этим летом в аэропорту Якутска начнется очередная плановая реконструкция взлётной полосы, которая станет короче прежней на 600 метров. И в летнее время летать будут не все типы самолётов, а только В-737-700, Q-300 и ERJ-170. Теперь, чтобы добраться, например, до Москвы, пассажиры АК "Якутия" будут лететь через Барнаул для дозоправки.

Итого время в пути составит около 10 часов, стоимость билетов также подскочила, и на сегодняшний день цена "Оптимального безбагажного" билета для взрослого на июнь по маршруту Якутск-Москва-Якутск составляет более 53 тысяч рублей, а с багажом — 57 300 рублей. Причем субсидированные билеты давно раскупили.  

Напомним, в 2021 году строительно-монтажные работы на ВПП аэропорта Якутск планируется провести с 1 мая по 1 октября. Основная нагрузка по полетам в этот период ляжет на авиакомпании "Якутия", "Алроса" и "Сибирь/S7". Придется потерпеть...

"С 1 октября 2021 года аэропорт Якутск начнет эксплуатировать взлетно-посадочную полосу с полной длиной 3 400 м (активный участок — 3 250 м)", — сообщили в пресс-службе аэропорта Якутск. 


Реконструкция ВПП в аэропорту Нерюнгри. Фото: пресс-служба правительства РС (Я)

Помимо того, в планах и реконструкция аэропорта Нерюнгри, который в середине лета и вовсе собираются закрыть. Так что ситуация с летними отпусками будет ещё та… Выиграют разве что железные дороги Якутии, которые сегодня открывают прямые сообщения до Владивостока и Иркутска. 

Если смотреть по ценам, железные дороги, конечно, смотрятся привлекательно по ценовой политике, но в своей массе якутяне не особо привыкли к её скоростям и непритязательному комфорту. Так что мы ещё увидим вспышки ничем не замутнённой ненависти отпускников, выезжающих в поездах с почувствовавшими свободу вахтовыми бригадами, работающими в республике. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость