2 апреля 2021. В течение трех дней проходили досрочные выборы мэра Якутска. 29 марта Якутская городская территориальная избирательная комиссия озвучила окончательные результаты — с перевесом 4% голосов избирателей, победу одержал Евгений Григорьев, оставив в 4 шагах от кресла мэра Виталия Обедина. Эти проценты решили исход выборов и стали показательными — насколько они были "валидольными", насколько близки были от победы или поражения оба фаворита гонки. О том, как кандидаты шли к выборам, в каких моментах допустили ошибки, а в каких ситуациях привлекли внимание горожан, разбирался политобозреватель ИА YakutiaMedia.
Главным сюрпризом выборов политологи называют Виталия Обедина, говоря о том, что в Якутии родился новый политик. Он, действительно, молодец, по своей упоминаемости он за последние два месяца в пятерке политиков республиканского уровня. Но о нём позже.
Так как действительно новым политиком на небосклоне Якутии стал Евгений Григорьев, прошедший тернистый путь, на который другие тратят десятилетия, всего за каких-то два месяца. И в его взлёт вложились все, включая Виталия Обедина.
Напомним, что до 10 января, когда Сардана Авксентьева вдруг объявила о добровольной отставке, Евгений Григорьев был одним из работников мэрии, который во время отпуска экс-мэра, становился исполяющим обязанности. Кто, допустим, сейчас из обывателей знает Романа Сорокина, Георгия Гаврильева или Алексея Корнилова? А это чиновники уровня замглавы администрации Якутска, кем и являлся Евгений Григорьев.
Все они люди молодые, амбициозные, талантливые, но совершенно неизвестные простому горожанину. На этих постах они, благодаря жесткому кадровому дефициту, с которым столкнулась мэрия за время работы Авксентьевой. И сделать из неизвестного ещё вчера человека персону, за которую пойдут голосовать, задача сложная. По крайней мере, в небольшом и скептически настроенном городе Якутске.
В победу Евгения Григорьева в самом начале мало кто верил, включая противников и сторонников.
Мы все знаем, как могут отрабатывать, так называемые, провластные лидеры общественного мнения (ЛОМы), но в этот раз большинство из них вдруг поймали несвойственную им тишину и осторожность. Разве что высказывались такие завзятые возмутители спокойствия, как Афанасий Максимов и Павел Ксенофонтов. И безоглядно поддерживала кандидата Сардана Авксентьева.
Евгений Григорьев — мэр Якутска. Фото: Якутск.РФ
Впрочем, имеющиеся пиар-ресурсы и деньги позволили штабу Григорьева полностью забить информационную тему дня своим кандидатом на уровне республиканских и муниципальных СМИ. И, можно предположить, что откупиться от самых одиозных новостных интернет-сайтов. В этом отношении административный ресурс, несомненно, помог создать эффект узнаваемости кандидата, но принёс и свои минусы.
Как пример, на выборах от госструктур требовали 100 % явки, в отдельных конторах, не в меру ретивое руководство, добивалось заверений от своих работников, что они будут голосовать именно за нужную кандидатуру. Такой неистреблённый до сей поры совковый подход, прямо скажем, был совершенно беспощаден, в первую очередь, по отношению к самому провластному кандидату.
Тяжело пришлось и с партийной принадлежностью Григорьева. Последняя даёт определённый железный процент, скажем 5-7 тысяч голосов, но не позволяет набрать больше. Заметим, что в его агитматериалах не было символики партии, от которой он шел. Только цвета — белый и синий…
Он попытался максимально дистанцироваться от собственной партии. Что, впрочем, не избавило его от таких неудобных вопросов: "А почему вы в партии, если ваш лозунг "Политику в сторону!"?"…
Город изначально не был рад сосватанному ему незнакомому жениху. И, несмотря на всю "королевскую конницу и всю королевскую рать", у Григорьева был единственный шанс выиграть — это выйти к избирателю лицом к лицу и познакомить его с собой. Григорьев показал себя волевым бойцом, приятным собеседником и неутомимым, харизматичным оратором.
По сути, он выиграл выборы своими ногами, обойдя за короткий срок всё до чего успел дотянуться: управы, рабочие коллективы, управляющие компании, детские сады, учебные заведения, спортсменов, землячества, разве что не выступал на свадьбах и юбилеях. Хотя и не удивлюсь, что он появлялся и там…
Кандидат, благодаря своей вовлечённости в городское хозяйство (работал два года в мэрии), выгодно отличался от конкурентов знанием нюансов, как это всё работает и что надо делать для того, чтобы работало лучше.
Впрочем, опросы электората, которые проводились, должны были показывать, что этого для победы не хватает… У Обедина было больше сторонников.
Потому к последней четверти предвыборной гонки, образ кандидата начал претерпевать удивительные метаморфозы. А именно: современный, городской, с московским налётом парень начал превращаться в некого исконного якутского традиционалиста-патриота, с пирожками и оладушками. А его предвыборные клипы больше стали походить на агитацию не городских, а, скорее, республиканских выборов.
Евгений Григорьев встретился со студентами-активистами вузов и ссузов республики. Фото: ЯСИА
Штаб поменял вектор агитации. И это был оправданный ход. Если раньше Евгений Николаевич обращался к городской интеллигенции и молодёжи, то с с некоторых пор его целевой аудиторией стал электорат, из улусов, осевший в Якутске в последние десятилетия. Именно им он начал показывать, что свой — это он, а не кандидат Савва Михайлов, а тем более интеллигент Виталий Обедин. Кстати, объединенные штабы Обедина и Фёдорова, откусив изрядный кусок от молодых горожан, совершенно упустили эту обширную страту населения…
Всё это вкупе и позволило Григорьеву обойти на финишной прямой всех и своего главного конкурента.
Виталий Обедин, в свою очередь, на выборах доминировал в whatsap-пространстве (6+), и был успешен в якутской блогосфере. Говорить в этой среде о приверженности к кандидату Григорьеву было в те дни, как минимум немодно. Парадокс, но в то время, когда блогеры шли косяками в его сторонники, положительно настроенных к нему журналистов было, не в пример, меньше.
Родной цех в своей основе отмолчался, создавая общее впечатление, что его все уважают, но не любят. Впрочем, Виталий, человек довольно закрытый, в панибратских отношениях с журналисткой братией не замечен. И тут ему обижаться не на кого.
Зато никто у него не отберёт кристально чистую биографию, и репутацию правдоборца и правдоруба. Его идеальный портрет политика затенял разве что друг и токсичный партнёр по выборам Владимир Фёдоров. Он провёл во власть одного мэра и мог провести второго, что дало бы ему славу английского графа Уорика — "делателя королей".
А вот чего у него на выборах не была так это улыбки, широкой, жизнерадостной плакатной улыбки. Которой как раз блистал Григорьев. Конечно, в России отсутствие улыбки не критичный недостаток политика, а, скорее, даже некое качество. Однако, разве не в нашей стране родилось, что "от улыбки хмурый день светлей".
Современный молодой политик её просто обязан иметь. Хотя бы на плакатах, где он продаёт своё лицо, вызывает приязнь и доверие к себе. Обедин ничего такого не продавал, он, можно сказать, -— демонстрируя мужество, запугивал собой.
Как это проглядели на фотосессиях штабисты уму непостижимо. Ведь мог ему подсказать Владимир Федоров, улыбаться. Кому как не ему, "съевшему" на продажах вагон и маленькую тележку собак, не знать что улыбка — самое мощное и бесплатное оружие.