Якутия в целом и столица региона в частности, — это перспективная для развития территория в самом широком социально-экономическом смысле. Позитивный эффект от появления моста ощутит экономика всей страны. Летом этого года Аналитический центр при правительстве РФ признал проект строительства моста через Лену "объектом жизнеобеспечения", сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на Российскую газету.
Мост через реку Лена соединит две части Якутска и выведет транспортные потоки на федеральную трассу. Начать строительство планируется в 2021 году, а закончить через четыре года — в 2025-м.
Предполагается возвести трехкилометровый переход в районе Якутска. Кроме того, предстоит построить 11 километров подходов к мосту. Специалисты называют несколько ключевых причин, по которым этот проект должен быть реализован.
Во-первых, мост свяжет между собой несколько федеральных трасс, то есть усилится транспортный каркас России.
"Возведение моста через Лену обеспечит транспортно-логистическую пространственную связанность на 18% территории России. В частности, позволит соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, федеральные автодороги "Лена", "Колыма" и "Вилюй", — рассказали в Росавтодоре.
Во-вторых, Восточная Сибирь получит выход к портам Охотского моря. Это значит, что грузы могут пойти морским, более экономичным путем. Затраты по завозу продуктов, топлива и других товаров для нужд Якутии снизятся на 30-70%.
В-третьих, круглогодичное транспортное сообщение станет доступно более 80% населения региона, отмечают в Росавтодоре. Это психологически важно для людей, подчеркивает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Строительство моста через Лену имеет социальный смысл, добавляет он.
"Якутск — это центр крупного региона. Сколько существует город, столько он разорван на левый и правый берег", — поясняет эксперт.
Наконец, с появлением моста ускорится экономическое развитие региона. Вырастет грузопоток, начнут открываться новые предприятия.
"Паромная переправа летом или ледовая переправа зимой — это приключение, но не бизнес. Как только вместо этой экзотики возникнет нормальный мостовой переход, любые бизнес-задумки, которые обсуждаются много лет, могут быть реализованы", — поясняет Михаил Блинкин.
Как пояснили в Росавтодоре, ответственной стороной за строительство моста является правительство Республики Саха (Якутия). Сейчас регион при участии Росавтодора рассматривает несколько вариантов реализации проекта из внебюджетных источников.
"Восьмая концессионная компания" (дочерняя компания ГК "ВИС") 2 декабря 2019 года подала частную концессионную инициативу в правительство Республики Саха (Якутия) на строительство мостового перехода. Если в 45-дневный срок со дня размещения предложения о заключении концессионного соглашения не поступит других заявок, концессионное соглашение будет заключено без проведения конкурса, отметили в Росавтодоре.