"Недропользователям в Арктике нужен не ТОР, а инфраструктура": глава Якутии

Какие соглашения подписала республика на Российском инвестиционном форуме, прошедшем в Сочи, рассказал Айсен Николаев.
Айсен Николаев. Фото: Пресс-служба правительства РС(Я)

Реализация национальных проектов стала главной темой на Российском инвестиционном форуме, прошедшем в Сочи с 14 по 15 февраля. Какие соглашения подписала Якутия рассказал глава республики Айсен Николаев, передает ИА YakutiaMedia со ссылкой на Интерфакс.

— Расскажите, какие соглашения или контракты Якутия заключила на Российском инвестиционном форуме.

— В этом году были заключены соглашения преимущественно межрегионального характера, например, с Иркутской областью, с которой у нас достаточно интенсивный товарооборот. Кроме того мы связаны по "северному завозу". Будем сотрудничать по вопросу дальнейшего строительства автодороги "Вилюй", которая должна соединить Якутск, Мирный и Иркутск. А со строительством Ленского моста, образованный Северный широтный пояс соединит Восточную Сибирь с портами Охотского моря, появится транспортный коридор от Иркутска до Магадана.

Пермский край вышел на нас с интересной инициативой. Суть ее в том, чтобы регионы бесплатно делились друг с другом опытом наиболее удачных программ, эффективных управленческих решений, реализованных проектов. Это — важная вещь, которая поможет экономить ресурсы и время.

Также мы подписали соглашение со Сбербанком, в рамках которого Сбербанк рассмотрит возможность финансирования проектов инфраструктурного развития республики, строительства, реконструкции и капитального ремонта жилья, а также участие в реализации программ ипотечного кредитования физических лиц.

— Периодически в СМИ появляются новости о возможном появлении арктической ТОР в Якутии. Есть ли новости по этому проекту?

— Честно сказать, мы сильно отстали в развитии "якутской Арктики". Если в других арктических регионах есть крупные реализованные промышленные проекты, например Ямал СПГ, то нам пока похвастаться нечем. При наличии большого количества прогнозируемых природных ресурсов в "якутской Арктике", реальных проектов по развитию промышленности пока нет. Это, в первую очередь, связано с неразвитой инфраструктурой, а точнее — с ее полным отсутствием. Поэтому мы здесь — пока только в стадии подготовки с потенциальными инвесторами.

Что касается арктической ТОР, то мое мнение, что компаниям недропользователям, которые занимаются добычей полезных ископаемых, нужен не столько ТОР, сколько помощь через региональные инфраструктурные проекты. То есть, это — дороги, электричество, морские, речные порты, авиасообщение. А все остальное для развития крупный бизнес уже сделает сам. Не стоит увлекаться налоговыми льготами, если это — не стратегический вопрос.

— Ранее сообщалось, что строительство моста через реку Лену может стартовать в 2020 году, если разработка проектно-сметной документации начнется в 2019 году. Однако недавно полпред Юрий Трутнев заявил, что пока не видит сбалансированного технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта.

— Юрий Петрович абсолютно правильно сказал, что пока ТЭО не представлено. А оно не представлено, пока федеральные Минтранс и Минэкономразвития не согласовали свою позицию. Главное, что сейчас уже есть единое мнение на уровне федеральных министерств о необходимости строительства моста. Уже никто не говорит, что мост не нужен, как это было еще совсем недавно. Сейчас речь идет о том, каким образом мост должен быть построен и каким он будет. Конечно Якутия, как наиболее заинтересованный регион, выступает катализатором всего этого движения.

По нашим оценкам строительство моста с подъездными путями, которые составляют около 20 километров, оценивается порядка в 60-70 млрд рублей.

— В конце февраля Росавиация должна завершить проверку авиакомпании "Якутия", сертификат эксплуатанта которой был ранее ограничен. Планирует ли "Якутия" выполнять международные рейсы в будущем?

— Мы серьезно поработали над замечаниями Росавиации, они — справедливы. Я прекрасно понимаю, что безопасность полетов — превыше всего. Те нарушения, которые выявила проверка, сейчас устранены. Ограничение есть только по международным рейсам. Но уже в ближайшее время этот вопрос будет решен. Как и раньше, "Полярные авиалинии" будут выполнять внутрирегиональные и социально-значимые рейсы внутри районов республики. А "Якутия" будет выполнять межрегиональные, магистральные и международные рейсы.

— Власти Якутии уже несколько лет продвигают в правительство РФ идею о необходимости достройки газопровода Кысыл-Сыр — Якутск (его эксплуатирует Сахатранснефтегаз). Недавно Валентина Матвиенко попросила Александра Новака поискать деньги на это. Как решается вопрос?

— Вопрос — очень актуальный. В декабре прошлого года была серьезная авария на магистральном газопроводе как раз из-за изношенности сетей. Для такого региона, как Якутия — с ее экстремальными морозами, — выход из строя магистрального газопровода чреват серьезными проблемами.

С одной стороны, все профильные министерства поддерживают достройку газопровода, но при этом у Минэнерго сейчас нет программы, по которой мы могли бы планировать расходы финансирования. Были предложения финансировать в рамках программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, но так как все средства там уже распределены, дополнительных денег нет. Мы планируем этот вопрос поднять в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока. Этот вопрос крайне серьезный и нужный, необходимо его быстро решить.

— "Якутская топливно-энергетическая компания" (ЯТЭК) находится в стадии банкротства. Была информация о том, что бизнесмен Авдолян активно выкупает ее долги. Есть ли у Вас информация об интересе бизнеса к ЯТЭК? Как возможная смена собственника скажется на работе компании и социальной обстановке?

— Мы считаем, что смена собственника давно назрела. Те события, которые происходят вокруг Группы "Сумма", негативно сказываются на деятельности ЯТЭК. Кроме того существуют крупные финансовые обязательства перед банками, в том числе, Сбербанком, ВТБ, Россельхозбанком. Это привело к проблемам в финансовом положении ЯТЭК.

Поэтому появление нового эффективного собственника для нас очень важно. Мы не скрываем, что многие бизнесмены, тот же Авдолян, активно консультируются с нами, хотят понять точку зрения руководства республики. В случае появления нового собственника, мы выступаем за то, чтобы взаимодействие было кратно усилено в части надежного газоснабжения, увеличения мощностей по переработке газа на территории республики.

— В марте Якутск принимает Кубок мира по вольной борьбе. Сколько стран заявило об участии? Как оцениваете подготовку к такому масштабному мероприятию?

— Кубок мира по вольной борьбе не проводился в России уже восемь лет, поэтому интерес к нему огромен. Как мне рассказали, заявка Якутска конкурировала с заявкой США. То, что Якутск был поддержан единогласно, тоже говорит об авторитете якутской борьбы и Якутии, которая известна своими международными Играми "Дети Азии".

На Кубок в Якутск приезжают восемь сильнейших сборных мира, на сегодня семь сборных уже подтвердили свое участие. Надеемся, что в ближайшие дни и грузинская сборная подтвердит свое участие. Мы сделаем все, чтобы этот Кубок мира стал лучшим.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia