Внутренние резервы малых аэропортов исчерпаны - гендиректор "Аэропорты Севера"

Вадим Волков рассказал о перспективах авиации удаленных регионов
Вадим Волков. Фото: газета КоммерсантЪ


Генеральный директор ФКП "Аэропорты Севера" Вадим Волков считает, что резервы малых аэропортов исчерпаны. Он рассказал о перспективах развития авиации удаленных регионов. Об этом сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на КоммерсантЪ.

— ФКП "Аэропорты Севера" было создано 11 лет назад. Такая форма объединения аэропортов оказалась эффективной? Улучшилась ли подвижность населения?

— В условиях экономии такая форма работы наиболее эффективна. ФКП смогло сконцентрировать управление многими однотипными аэропортами в одном регионе, избежав дублирования и сохранив оперативность принимаемых решений. Но на подвижность населения форма управления существенно не влияет: из-за суровых климатических, социальных и географических условий местным жителям приходится регулярно выезжать из мест постоянного проживания для проведения отпуска, получения квалифицированного лечения или образования.

— Правительственная группа по бюджету поручила Минтрансу сократить ФКП на Крайнем Севере с учетом плотности их расположения, организовав между субъектами автобусное сообщение. Какие последствия могут быть у этого решения?

— По нашей информации, курс выбран противоположный. Основная задача аэропортов на Крайнем Севере — обеспечить круглогодичную транспортную доступность населенных пунктов и территорий, зачастую безальтернативную. Расстояния в Республике Саха (Якутия), Магаданской области и на Дальнем Востоке настолько велики, что выполнить эту задачу сейчас и в перспективе пяти—десяти лет возможно только с использованием авиации. Как минимум на половине территории придется создавать с нуля слишком большую дорожную сеть и сопутствующую инфраструктуру.

Безусловно, со временем можно прекратить эксплуатацию одного-двух аэропортов недалеко от крупных автодорог, таких, например, как Алдан (в 2017 году обслужил 3,34 тыс. человек.— “Ъ”), но существенно сократить их количество можно, только полностью переселив население целых районов. Пока практику наземных перевозок на Дальнем Востоке в основном применяют коммерческие компании только по направлениям и в периоды рентабельности.

— Тем не менее последние годы Минтранс и правительство сокращали расходы на ФКП на 5–10%. За счет чего удается выживать малым аэропортам в таких условиях?

— До сих пор нам удавалось оптимизировать деятельность, повышая эффективность за счет множества проектов. Но с уверенностью заявляю: такие внутренние резервы исчерпаны. В ближайшее время необходимо или существенно увеличить субсидии, чтобы покрыть инфляцию, или изменить нормативные требования к аэропортам местных воздушных линий.

— О каких требованиях идет речь?

— Вневедомственная охрана Минтранса сейчас обслуживает периметр 18 аэропортов ФКП. Расходы на эти цели составляют 120 млн руб. в год. Еще по 13 аэропортам вынесены судебные решения, обязывающие передать их под охрану, что увеличит расходы ФКП на 80 млн руб. Эти деньги возможно изыскать, только сократив расходы на текущий ремонт и приобретение основных средств, что может привести к остановке работы некоторых аэропортов.

— Профильные ведомства предлагают решения?

— Сейчас согласовываются изменения в Воздушном кодексе, расширяющие круг субъектов, охраняющих аэропорты. В результате аэропорты четвертой и пятой категорий объектов транспортной инфраструктуры смогут охранять службы авиационной безопасности, не привлекая подразделения ведомственной охраны Минтранса. На сэкономленные средства без снижения уровня транспортной безопасности можно было бы развивать инфраструктуру, закупить технику и оборудование, покрыть затраты на госпрограмму реконструкции аэропортов.

— Как скоро можно ожидать изменений?

— Они были запланированы на март, но пока так и не приняты.

— "Аэропорты Севера" вошли в программу Минтранса по реконструкции и строительству 60 региональных аэропортов в ближайшие шесть лет?

— "Аэропорты Севера" — крупнейшее среди всех ФКП, что отразилось и в программе, она предполагает реконструкцию 16 аэропортов предприятия. Но этого недостаточно, в той или иной степени реконструкция нужна во всех филиалах. Собственных доходов ФКП и субсидий едва хватает на покрытие текущих расходов и социальных гарантий сотрудникам. О реконструкции за счет этих средств не может быть и речи: всего годового бюджета не хватит и на половину реконструкции одного аэропорта.

— В каком техническом состоянии сейчас находятся аэродромы и терминалы ФКП?

— С каждым годом все сильнее ощущается потребность в качественных изменениях: самому молодому аэропорту предприятия уже более 40 лет. За это время нормативы, ситуация на рынке авиаперевозок в целом и требования к взлетно-посадочным полосам изменились кардинально, текущим ремонтом и за счет собственных средств привести их в соответствие невозможно. Программа реконструкции позволит решить многие проблемы.

— Какие авиакомпании выполняют полеты в аэропорты ФКП?

— Основные перевозчики на местных воздушных линиях — "Якутия", "Полярные авиалинии" в Якутии и "Ираэро" в Магаданской области. Межрегиональные полеты в четыре аэропорта ФКП также выполняет АЛРОСА.

— Дорожают ли для авиакомпаний услуги аэропортов на Крайнем Севере?

— В условиях сокращения субсидий на фоне инфляции такая мера единственная для поддержания работы предприятия, темпы роста тарифов примерно соответствуют уровню инфляции. Но в конечном тарифе для пассажира стоимость аэропортовых услуг занимает малую часть, а с учетом снижения количества рейсов расходы авиакомпаний на наземное обслуживание если и выросли, то незначительно.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia