До начала

Политика. 28 декабря 2017, 11:25
Владимир Прокопьев, депутат Ил Тумэна. Фото: Сайт Госсобрания РС(Я)

Владимир Прокопьев: Законы о защите экологии необходимы, чтобы избежать потерь в будущем

Парламент Якутии подготовил ряд природоохранных законов

28 декабря 2017, YakutiaMedia. Год экологии, объявленный президентом страны, завершается. Парламент Якутии за это время подготовил ряд природоохранных законов. Но, как сказал народный депутат, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев, подготовка законодательной базы ведется уже несколько лет и будет продолжена. Разработка законов, касающихся экологии, — процесс долгий и влечет за собой внесение изменений в другие нормативные документы. Однако уже сегодня можно подвести кое-какие итоги, сообщает ИА YakutiaMedia.

— В конце прошлого года парламент республики утвердил экологическую доктрину. Как дальше продолжилась работа?

— Мы над экологической доктриной реcпублики работали два года, то есть еще до начала Года экологии и особо охраняемых территорий в России. Под занавес прошлого года, точнее 26 декабря, утвердили экологическую доктрину. Подобный документ из субъектов принимала только Москва. Наша доктрина должна интегрироваться прежде всего в Стратегию развития республики до 2030 года, с видением до 2050 года. Это необходимо, поскольку предстоит очень интенсивное развитие всего Дальнего Востока и арктической зоны. Постулатами экологической доктрины должны руководствоваться органы государственной власти, власти муниципальных образований, соответствующие недропользователи, да в принципе все.

В рамках реализации этой доктрины достаточно плотно работали весь 2017 год. Прежде всего, принят интересный Закон об общественном экологическом контроле. Он уже начал действовать с 2017 года.

— Как будет работать этот закон?

— Общественные силы республики будут вовлечены в дело охраны окружающей среды. Это, если очень коротко.

Государственных инспекторов очень мало. Они физически не могут охватить всю территорию и обеспечить полный контроль. А до принятия закона наши общественные организации, общественники и граждане не имели официальных прав принимать участие в фиксировании фактов нарушения экологии, в принятии тех или иных решений. Теперь такое право имеется. В законе четко прописан весь механизм организации общественников и изданы соответствующие нормативные акты Министерством охраны природы. Будет соответствующее удостоверение, которое позволит посещать места производства.

В обязанности общественных контролеров входит фиксирование фактов нарушения экологии окружающей среды, своевременное информирование соответствующих органов госвласти и надзорных органов. Это заставит оперативно реагировать и устранять нарушения.

Так что ожидаем в ближайшие годы усиления работы по контролю и надзору над деятельностью всех природопользователей.

На мой взгляд, такие общественные организации или граждане должны быть практически в каждом населенном пункте.

— Какие еще законодательные документы приняты или будут приниматься для охраны природы?

— Весной этого года состоялся второй Съезд экологов. И там на различных площадках, их было более 10, плотно обсудили все вопросы, касающиеся экологии, в том числе и вопросы законодального обеспечения. Там мы приняли рекомендации, в частности о необходимости систематизации экологического законодательства, основываясь на экологической доктрине. В будущем это позволит принять экологический кодекс Республики Саха (Якутия). Сейчас разработан план мероприятий. Безусловно, процесс этот не быстрый. Кодификация — сложная процедура, все надо изучать, анализировать и обобщать.

— Одним из главных достижений Якутии в Год экологии является увеличение количества особо охраняемых природных территорий...

— 25 лет тому назад первый президент заложил основу и создал своим решением первые особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сегодня мы последовательно проводим работу по увеличению площадей. Так, в соответствии с поручением главы республики площадь особо охраняемых природных территорий доведена до 100 млн гектаров, или 1 млн кв километров. Это событие очень важное, поскольку мы еще раз подтвердили, что в России являемся одними из лидеров по созданию таких территорий.

— А что с нормативной базой этих территорий?

— В части создания региональных ООПТ соответствующая нормативно-правовая база создана. Она уже не первый год работает. Конечно, есть вопросы, касающиеся создания ООПТ местного значения. Есть проблемы законодательного характера, которые выявились во время спора одного из районов и одной добывающей компании. Они вышли на уровень судебных решений. Оказалось, что имеется определенный пробел в федеральном законодательстве, не в нашем. Поэтому мы готовы инициировать поправки в Закон об особо охраняемых природных территориях и Федеральный закон об охране окружающей среды. Там проблема достаточно глубокая, серьезная и касается собственности, разграничения этой собственности органами власти.

— Но законодательство позволяет такие территории дальше увеличивать в Якутии?

— Безусловно. Однако, чтобы включить территории в ООПТ, необходимо иметь обоснованную научную базу. Поэтому республика активно сотрудничает с учеными-исследователями.

— С одной стороны мы увеличиваем площади ООПТ, но с другой стороны говорим, что нужно развивать производство. Как быть?

— Необходимо сочетать. Тут нужно понимать, что нам необходимо развивать производство, так как сегодня являемся только сырьевой респубикой. Добываются полезные ископаемые, но перерабатываются они не у нас. Мы теряем серьезные возможные доходы. Я убежден, что в републике должно развиваться не только сырьевое производство, но и переработка. Мы должны перерабатывать нефть, газ, золото, алмазы и прочее. Только в этом случае мы сможем получать добавочную стоимость с суммами на порядок выше, чем получаем просто от добычи и реализации сырья. Ту же нефетегазовую переработку развивают соседние регионы и получают миллиардные доходы в бюджеты и рабочие места. А мы лишены этого, потому что есть непонимание отдельных людей. Надо сочетать.

Конечно, наш комитет и парламент против производства, представляющего угрозу жизни и здоровью людей и окружающей среде. Мы будем против размещения такого производства в тех или иных местах. Экологическая безопасность должна быть в приоритете. Например, после достаточно деятельного обсуждения, по предложению нашего комитета, правительства ООО "Востокинжиниринг" определился по вопросу транспортировки руды с Томторского месторождения по Северному морскому пути.

Любой производственник, пришедший на территорию республики, должен свою деятельность начинать с изучения экологической доктрины. Мы вручаем ее руководителям крупных недропользователей. При планировании работ этот документ должен быть основополагающим.

— Подробнее расскажите о недавно принятом Законе об охране вечной мерзлоты.

— Чтобы было понимание, хотел бы начать с истории. В 2014 году на одном из заседаний Госдумы по экологии я говорил, что на Севере природа очень хрупкая, практически вся зона Севера и Сибири расположена на вечной мерзлоте. Поэтому при подготовке основополагающих документов необходимо это учитывать. В начале 2016 года, когда был разработан проект федерального закона 119, то есть "о дальневосточном гектаре", мы, представители Якутии, на федеральной площадке озвучили, что необходимо учитывать фактор вечной мерзлоты, который требует бережного подхода.

Когда готовились к дальнейшему обсуждению 119 закона, оказалось, что нормативно-правовой базы о вечной мерзлоте вообще нет. Поэтому мы задумались о разработке закона о защите вечной мерзлоты. Наше желание совпало с желанием научного сообщества и рядом предпринимателей. В прошлом году я, как председатель комитета, создал рабочую группу. В ее состав вошли представители науки, надзорных органов и других ведомств. Начали работать над проектом. Почти год трудились. Пришли к выводу, что нам необходимо разработать два проекта. Первый — это проект федерального закона, поскольку все нормативы и стандарты являются федеральными. Например, строительные нормы и правила утверждаются федеральным правительством.

Учитывая тот факт, что все 65 % территории страны находятся в зоне вечной мерзлоты, этот закон должен быть федерального масштаба. В последующем потребуется внесение изменений в большое количество нормативных актов.

Параллельно начали разработку второго проекта — республиканского закона, в рамках своих полномочий, в соответствии с нормам Конституции. Мы имеем определенные полномочия в вопросах, касающихся не только экологии, но и в целом в природопользовании. Так мы разработали два проекта.

Далее прошли на республиканском уровне этап обсуждения и этап получения заключения юридических служб. В течение этого года провели около 10 мероприятий на эту тему: совещания, рабочие встречи, круглые столы и так далее. В результате появился республиканский проект закона. Его приняли недавно в первом чтении.

Нам надо до момента принятия федерального закона принимать меры подготовительного характера, готовится к обоснованию. Мы привлекли науку, при этом не только республиканских, но и федеральных ученых. В октябре провели видеоконференцию с Санкт-Петербургским государственным гидрологическим институтом на тему изменения климата и вечной мерзлоты.

Мы ожидаем предложений от ученых, которые могут быть учтены при рассмотрении законопроекта в режиме второго чтения. Продолжаем свою работу.

Федеральный проект закона мы в этом году начали активно анонсировать на федеральных площадках. Спикер парламента Александр Жирков предложил поддержать наш законопроект на заседании Ассоциации законодателей Дальнего Востока и Сибири. Также он выступил на заседании руководителей законодательных органов северных регионов России, где получил поддержку. Также он выступил на пятом Международном экологическом форуме. С этой же темой в начале декабря я выступал на пятом Международном арктическом форуме, буквально недавно — на расширенном заседании профильного комитета Совета Федерации. Мы получили поддержку, нас также поддержали наши соседи, дальневосточники и северные районы.

Федеральный закон в проекте уже имеется. В конце года надеемся на подписание постановления Совета Федерации. В случае его принятия потребуется внесение изменений в соответствущие федеральные программы, в большое количество нормативных актов и различных программ.

— То есть придется менять стандарты строительства домов, дорог, разработки рудников и так далее?

— Безусловно. Мировая наука говорит, что процесс глобального потепления происходит интенсивно. В связи с этим происходят изменения, которые влияют на нашу инфраструктуру, построенную еще по устаревшим правилам.

В будущем это может принести колоссальные финансовые затраты, вплоть до того, что придется все перестраивать. А этого можно избежать, если вовремя все проанализировать и рассчитать. Суть закона заключается в этом.

— Каковы перспективы, что предложенный вами проект федерального закона примут?

— Проекты федеральных законов, анонсированные субъектами, не так просто проходят. Это длительный процесс, но мы к этому готовы.

— Над чем еще предстоит работать?

— Нужно много поработать над экологическим кодексом. Нам необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию экологического законодательства, выйти на уровень кодификации.

Кроме того, имеется законопроект, внесенный рядом народных депутатов, об ответственном природопользовании. Прошли юридическую экспертизу. Но оказалось, что проект противоречит в целом федеральному законодательству. Поэтому его серьезно переработали. Возможно, внесем его в план работы на следующий год.

В целом с недропользователями ежегодно мы проводим те или иные мероприятия: совещания, рабочие встречи, круглые столы и так далее. Одно из важных требований — заключение соглашений с органами власти о взаимодействии в вопросах социально-экономического развития субъекта и отдельно взятого муниципального образования, где экологический фактор также указывается. Основные крупные недропользователи идут навстречу — 25 компаний имеют те или иные соглашения. Хотя федеральный законодатель императивно не предписывает заключать такие соглашения. Это добрая воля компаний.

Так что работа идет и показатели неплохие.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia