Леонид Левин: Надо уметь быстро отвечать на вызовы времени

Генеральный директор издательско-полиграфического дома "Норд-Пресс" поделился секретами своего успеха
Леонид Левин. Фото: YakutiaMedia

Известная личность не только в Якутии, но и далеко за ее пределами, член Союза журналистов России Леонид Левин считает, что главный инструмент успеха любого менеджера, который занимается журналистикой, — это умение быстро реагировать и отвечать на вызовы времени. Он является генеральным директором издательско-полиграфического дома "Норд-Пресс", один из учредителей таких газет, как "Якутск вечерний", "Она+", "Все для Вас", "Вторник". О том, как приходится оставаться на плаву печатным СМИ в век развития Интернета, с какими трудностями столкнулись во время экономического кризиса в стране и о секретах своего успеха, он рассказал корр. ИА YakutiaMedia.

— Леонид Ирмович, расскажите, как зарождался ваш бизнес?

— Хочу отметить, что все мое газетное дело, которое сейчас есть, появилось за счет рекламных газет. Именно реклама, которая приносила доход, дала толчок, например, открыть "Якутск вечерний". Вообще же путь к нынешнему состоянию могу разделить на несколько этапов. Первый – постсоветский период, когда впервые познакомился с рекламой. Она появилась в моей жизни случайно. Тогда, в 80-х годах, был в Прибалтике. Увидел в Риге рекламную газету, которая поразила меня своей прагматичностью и нужностью. И я понял, что это очень полезное дело. Благодаря рекламе читатели могут узнать о той или ной продукции, где купить и т. д. В то время я уже был директором издательства и, когда приехал с этим предложение в центральный комитет партии, мне сказали: "Какая реклама, да о чем вы говорите?!". Но спустя некоторое время все-таки удалось выпустить рекламную газету "Якутская неделя", которая выходила приложением к "Социалистической Якутии". Первый тираж тогда составлял 20 тысяч экземпляров. Это была сенсация, на фоне протокольных партийных изданий зазвучало и мигом разошлось живое слово о простой бытовой жизни. И мы были первые за Уралом, где появилась реклама.

— Значит, реклама в Якутии появилась раньше рыночных отношений?

— Получается так. Уже в 1991 году появилось сразу несколько новых изданий в Якутске. И было ясно, что выжить сможет тот, кто не боится идти навстречу времени и принимает ее вызовы, а также использует инструменты, которое предлагает время. Этим инструментом была реклама, которую я решил применить, как журналист и менеджер. И обошел своих коллег по информационному полю. По предложению Виктора Кудрина мы издавали первую деловую газету "Бизнес клуб Якутии". Параллельно издавали по заказу Азиатской биржи газету "Sakha-North-Amerika", в которой писали о взаимоотношениях северных территорий. Под моим началом вышла объединенная газета "Реклама Бизнес Якутии" в начале 1992 года. Мы договорились с Ильей Михальчуком и объединили "Якутскую неделю", тираж которой начал падать, и "Бизнес клуб Якутии". Но кризис 90-х годов привел, как и многих, к большим трудностям. Тогда мы начали заниматься полиграфией. Изготавливали печати по новой технологии, также обошел типографских коллег. Выжили…

Леонид Левин

Леонид Левин. Фото: YakutiaMedia

— Несмотря на кризис как вам удалось открыть газету "Якутск вечерний"?

— В 1994 году вместе с мэром Алексеем Томтосовым и Людмилой Левиной выпустили первый номер газеты тиражом 3 тысячи экземпляров. Газета разошлась и стала популярной. Но мы вновь оказались на грани банкротства — Гостипография подняла цены на печать. И стало выгодней печататься в Москве. Тогда я и решил открыть собственную производственную базу. Залез в долги и привез из Подмосковья станок. Началась собственная типография.

Я человек бумаги. Основной успех в моей жизни был связан с тем, что я хорошо знаю, понимаю, в том к чему у меня душа лежит.

— С кем начинали издавать "ЯВ"?

— Редактором был Вячеслав Левин. Потом пришли Мария Иванова, Виталий Обедин, Миша Морозов – эти люди доказали, что в провинции, в достаточно консервативной республике, где все делается по понятиям, сложившимся связям, создали газету, которая может приподняться и дать оценку. Это то, что должна делать любая газета, которая дает информацию людям, а они сами делают выводы. "Якутск вечерний" — это альтернативная пресса, но не оппозиционная.

— На какой год пришелся пик популярности газеты?

— На начало 2000 годов, тогда тираж достигал 65 тысяч экземпляров и 117 страниц. Сейчас времена изменились, нам пришлось снизить тираж и сократить страницы. Но для регионального издания – это феноменальный тираж. На фоне того, что многие издания закрываются. Причин сокращения много. Одна из главных – это удорожание бумаги, краски, тарифов. Понимаю, что не каждая газета должна выжить в сложившихся условиях, сейчас происходит жесткий отбор, и читатель сам выбирает, что хочет читать.

— В чем успех издания?

— Думаю, в грамотных аналитических материалах, которые практически не встретишь в Интернете. Газета – это умный информационный инструмент, который может показать на те ил иные недостатки, в том числе и госвласти. Она поднимает проблемы, если она умеет создавать общественное мнение, она играет колоссальную роль, если власть не одергивать, то такая власть начинает загнивать.

Издательско-полиграфический дом "Норд-Пресс"

Издательско-полиграфический дом "Норд-Пресс". Фото: YakutiaMedia

— Сколько человек трудится в вашем холдинге?

— Штат со всеми работниками составляет более 200 человек. Издания, которые входят в медиахолдинг "Норд-Пресс", ожидает ребрендинг. Думаю, если объединить все усилия газет: "ВДВ", "Вторника", "Она+" и "Якутска вечернего", то будет эффективней, чем поодиночке.

— Если говорить о журналистах, вы сами занимаетесь подбором кадров?

— Являясь учредителем, я никогда не вмешиваюсь в творческую работу, оперативную деятельность газеты. Думаю, это правильно. Подбором кадров занимаются главные редакторы. Признаюсь, что с кадрами сложно, трудно найти толковых журналистов. Те, кто у нас есть, они взращивались в редакции. Виталий Обедин пришел после получения образования политтехнолога. Мария Иванова закончила филфак, но она отличный менеджер, Михаил Романов учился на журналиста в Москве, начинал у нас и характеристику писали на него в редакции, когда он поехал поступать. Потом вернулся и работает у нас.

— Как вы думаете, в век развития интернета газету будут читать?

— Нынешние времена безжалостны к бумажной прессе. Приходит мысль, что газете, как бизнесу будет трудно прожить, вклиниваются разные факторы – помимо финансовых. Но все же издания будут жить всегда. Потому что газета сопровождает людей в жизни. Сейчас пытаются вытеснить печатные СМИ, но несмотря на это, будут люди, особенно после 40 лет, читающие газеты. Приходит на ум стих Слуцкого: "Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе". Но все это должно жить вместе. И сейчас необходима разумная, умная политика, поддерживающая негосударственные издания. У нас ничего такого сейчас нет. Лишь поддержка государственных СМИ.

— Ваш холдинг является одним из крупных на Дальнем Востоке, есть завистники и недоброжелатели?

— Встречаются разные люди, не буду лукавить, конечно, есть. Многие хотели бы прикрыть "Вечерку". Один из центральных каналов специально приезжал, чтобы снять фильм "Должники Госдепа", где упомянули нашу газету. С одним из местных троллей, кто давал лживый комментарий, мы разбираемся в суде. После выхода фильма Общественная коллегия по жалобам на прессу Союза журналистов России рассмотрела ситуацию с фильмом и признала его намеренно предвзятым, лживым, грубо искажающим заведомо известные авторам факты, попирающим профессиональные и этические нормы.

— Не секрет, что бизнес у вас семейный, кто какие функции выполняет?

— Супруга, Людмила Николаевна, является главным редактором еженедельной газеты "Она+", старший сын Вячеслав — директор "Якутска вечернего", младший сын Кирилл издавал газету. Невестка Полина ведет сайт "ВДВ", внучка Ксения журналист.

Мы заострены на журналистике, мы всей семьей крутимся и живем в этом, поэтому нам особо тяжело переживать то, что происходит сейчас с печатными СМИ. И знаем, что во многом зависим от внешних обстоятельств. Но мы вместе, поэтому сможем пройти все трудности.

Нельзя опаздывать, а то поезд уйдет без тебя

— Что посоветуете тем, кто хочет открыть свое газетное дело?

— Несмотря на сложные времена открыть газету можно, если есть источник финансирования. И скорей всего упор надо делать на корпоративные издания. Стоит помнить о том, что издавать газету очень затратное дело. Если раньше реклама составляла 60% от объема газеты, то сейчас она сократилась в разы.

И еще каждая газета должна построить свою экономику и найти свой контент. Надо идти за временем. Уметь использовать все инструменты, которые предлагает время – это важнейший принцип для любого менеджера, который сегодня занимается журналистикой.

И напоследок, не жалеете, что когда-то приехали в Якутию?

— Я ценю, что имею. Если бы начать жизнь с чистого листа я бы повторил все ошибки и снова приехал в Якутск. Чтобы встретить тех же близких, дорогих или просто приятных мне людей. А неприятных поблагодарить за то, что столько лет не дают мне расслабиться и держат в тонусе.

Справка: Левин Леонид Ирмович родился 9 ноября 1937 году в Киеве. Окончил Житомирский государственный педагогический институт, по первой специальности преподаватель русского языка, литературы и английского языка. Два года проработал воспитателем в детской трудовой колонии. Со студенческой скамьи сотрудничал с прессой.

С января 1965 года живет и работает в Якутске. По приглашению республиканской газеты "Молодежь Якутии" начинал свою карьеру младшим литературным сотрудником. Заведовал разными отделами редакции, был ответственным секретарем, в 1969 году утвержден главным редактором молодежного издания. Избирался секретарем Якутского горкома ВЛКСМ. С 1974 по 1982 год работал заместителем главного редактора литературно-художественных журналов "Хотугу сулус" (на якутском языке) и "Полярная звезда". В течение пяти лет руководил областным партийным издательством. В числе многих новшеств осуществил проект издания региональной рекламной газеты "Якутская неделя", по тому времени одной из первых за Уральским хребтом.

В начале 1990-х годов на волне экономических перемен под его началом выходят первая в республике деловая газета "Бизнес-Клуб Якутии" и приложения к ней, активно поддерживающие нарождающийся местный рынок. Сегодня оба эти издания представляют единое целое под названием "Реклама. Бизнес. Все для Вас". В 1994 году выходит "Якутск Вечерний", "Она+" и "Вторник.

Награжден знаком "Лидер перемен №1", состоял в золотом Регистре малых предприятий России, член коллегии журнала Союза журналистов России.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia