Страшно представить, к каким последствиям могла привести такая забывчивость, если бы дочь женщины-инвалида не начала бить тревогу. В январе на летном поле аэропорта Якутск оставили престарелую женщину на коляске. Около получаса она провела на морозе прежде чем вдову участника войны перевезли в тепло. Аэропорт виновным себя не считает, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на БлокнотЯкутск.
89-летняя Миникамал Валиулова собралась от одной дочери в Иркутске в гости к другой в Якутск. В аэропорту посадки ее, колясочницу, на борт поднимали амбулифтом – специальной машиной для посадки и высадки людей с ограниченными возможностями. Но в Якутске группа сопровождения лайнер почему-то не встречала.
9 января самолет авиакомпании "Ангара" совершил посадку около 6 часов вечера. По словам пожилой женщины, бортпроводники попросили пассажиров вынести ее по трапу. Потом коляску закатили в автобус, который довез всех до здания аэропорта. Миникамал Валиулова самостоятельно передвигаться не может. И пассажиры опять вынесли коляску из автобуса. Но на большее их человеколюбия не хватило. Беспомощную пенсионерку оставили перед ступеньками, ведущими в здание аэровокзала, придвинув к ней ее сумки. В это время в Якутске был -41 с ветром 3 м/с — бесстрастная метеослужба сообщала, что ощущалось как -52. Около получаса вдова участника Великой Отечественной провела в полном одиночестве, в буквальном смысле медленно остывая.
Может быть, тогда она вспоминала рассказы своего уже умершего мужа Ахмедулы Сафиуловича, награжденного медалью "За отвагу", бравшего Вену, Будапешт, Берлин, про то, как на фронтах онемевшими от холода руками восстанавливал связь между батальонами…
Марина, дочь Миникамалы Валиуловой:
— Несмотря на преклонный возраст мама уже не первый год прилетает ко мне в гости, живет по несколько месяцев. Раньше никаких проблем с перелетами не было. При покупке билета мы всегда предоставляем удостоверение вдовы участника войны и указываем, что она колясочница. В Иркутске ее поднимали на борт амбулифтом, а раньше здесь также снимали коляску, и группа сопровождения, где был медик, доставляла маму в аэропорт. Мы с мужем и сыном приехали встречать ее заранее. Видели, как выходят пассажиры нашего рейса. Я их ни о чем не спрашивала, была уверена, что в скором времени привезут и маму. Но потом двери закрыли и никакой информации.
Я заглянула в медицинскую часть аэровокзала, там никого не было. Успокоилась, думала, что пошли за ней. Прошло еще минут десять, а мамы все не было. Тогда я нашла в одном из кабинетов фельдшера и спросила: "Где бабушка, которая прилетела авиакомпанией "Ангара?". А мне: "Какая бабушка? Мы ничего не знаем". Фельдшер тут же побежала на летное поле, и вскоре маму прикатили.
Она была тепло одета, но все равно лицо было холодное, руки в варежках ледяные. Она очень испугалась, давление 220 было. На следующий день вызывали врача, он ее посмотрел. В общем, для такой ситуации мама себя неплохо чувствует, хотя начала подкашливать.
— Сколько ваша мама провела одна на летном поле?
— Самолет сел без десяти шесть вечера, а привезли в аэровокзал ее в половине седьмого. Какое-то время ушло на высадку пассажиров из самолета и дорогу в автобусе. Думаю, минут 20-30 мама была одна на морозе.
— Какова была реакция работников аэропорта "Якутск"?
— Если бы перед нами сразу извинились, мы, наверное, не стали бы поднимать скандал. Во всяком случае, поначалу я просто не отдавала себе отчет в той опасности, какой подвергалась мама. Но прошло уже почти две недели, а никто даже не извинился. Когда я обратилась в аэропорт "Якутск", меня стали перекидывать от одного начальника к другому. Говорят: "Пишите претензию".
10 января я звонила и в авиакомпанию "Ангара". Меня соединили, кажется, с коммерческим директором. На следующий день он перезвонил, сказал, что они разбираются. И больше никаких звонков.
— Марина, чего вы добиваетесь?
— Я сама не знаю, чего добиваюсь. Мне просто обидно за маму. Должно же быть хоть какое-то уважение к столь почтенному возрасту! Пусть у себя порядок наведут, чтобы таких ситуаций больше никогда не возникало. Я не хочу, чтобы все спустили на тормозах. Но пока ни аэропорт "Якутск", ни авиакомпания "Ангара" никаких действий не предпринимают. Теперь я связалась с адвокатом, будем тогда разговаривать по-другому.
Анатолий Кочетов, и.о. директора аэропорта "Якутск":
— Никто эту бабушку не забывал. Когда ее отправляли из Иркутска, авиакомпания должна была нам сообщить, что на борту колясочница. Мы бы направили группу сопровождения, вызвали амбулифт. Когда наш агент приехал к самолету, бортпроводники "Ангары" в нарушение регламента не сообщили, что на борту колясочница. Они просто уговорили пассажиров спустить ее по трапу и посадить в автобус. Когда привезли к зданию аэровокзала, пассажиры не стали поднимать ее по ступенькам. Здесь мы тоже поднимаем колясочников амбулифтом.
Мы просто не знали, что есть пассажир, которому нужна помощь. Когда ее обнаружили, сразу вызвали амбулифт и подняли коляску. На это ушло минут 7-10. Все это время с бабушкой были наш агент и медик. Я разговаривал с дочерью, принес извинения. Мы сейчас пишем претензию в авиакомпанию "Ангара", указываем на допущенные нарушения. Со стороны нашего аэропорта никаких нарушений не выявлено.
Такие проблемы у нас возникают с местными воздушными линиями. "Аэропорты Севера" никогда нам не сообщают, что на борту инвалид. Приезжаем встречать борт, а там, оказывается, амбулифт нужен. Сейчас договариваемся с "Аэропортами Севера", чтобы они при вылете нам звонили, предупреждали о таких пассажирах. С центральными рейсами проще – там эта схема отработана. Не знаю, почему в "Ангаре" она дала сбой.
Николай Кузнецов, заместитель директора авиакомпании "Ангара":
— Мы знаем об этом инциденте. Мы выполняем определенные действия для его анализа. У нас есть первичная информация, но мы пытаемся связаться с представителем пассажира, чтобы уточнить детали. Но представитель пассажира нам сказал, что будет общаться только через юриста. Тогда мы подключили свою юридическую службу, чтобы юрист с юристом общался. Есть определенные законом правила рассмотрения жалоб, и мы нисколько не пытаемся игнорировать разбирательства. Просто нужно время.
ВДОГОНКУ
Случай, конечно, дичайший. Виновных наверняка установят и, вероятно, накажут. Но здесь не понятна реакция и пассажиров рейса, просто оставивших колясочницу перед неподъемными ступеньками и поспешивших укрыться в тепле, даже не сообщив об инвалиде работникам аэропорта. Есть вопросы и к аэропорту. Представим вполне реальную ситуацию: выйдя из автобуса пассажиру становится плохо, и он теряет сознание. Если другие пассажиры этого не заметят или, как в случае с бабушкой, молча пройдут мимо, человек останется лежать на улице до прилета следующего борта. К каким последствиям это приведет зимой, догадаться нетрудно.