Главной точкой приложения усилий ныне является принятие закона об опорных зонах Арктики. Первоначальная редакция документа регулировала широкий спектр вопросов развития макрорегиона. Вердикт председателя Госкомиссии по вопросам Арктики Дмитрия Рогозина был категоричен: "Закон нужен, но он должен быть конкретным и посвящен опорным зонам (ОЗ)". Сферой приоритетных проектов в Северо-Якутской опорной зоне станет транспорт. А для адекватной компенсации расходов проживания северян нужна корректировка госгарантий, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на “Парламентскую газету” ФС РФ.
Законопроект рассматривает Арктическую зону как особый объект госуправления, хотя это и не объект административно-территориального деления РФ. Он призван обеспечить условия для освоения ресурсной базы региона и континентального шельфа, совершенствования транспортной инфраструктуры и, в частности, Севморпути как катализатора развития.
Опорные зоны (это новое понятие) создаются и для того, чтобы прекратить отток населения, привлечь новые кадры. Каркас ОЗ составят реализуемые и уже завершившиеся инфраструктурные и производственные проекты. Еще один термин — якорный проект, характеризующийся стоимостью не менее 100 миллиардов рублей и подтягиванием за собой иных проектов в ОЗ. Закон гарантирует "безотзывные" обязательства" государства по обеспечению формирования инфраструктуры, предоставления льгот и преференций.
На пространстве от Мурманска до Чукотки решено образовать восемь опорных зон — Кольскую, Архангельскую, Ненецкую, Ямало-Ненецкую, Воркутинскую, Таймыро-Туруханскую, Северо-Якутскую, Чукотскую.
В понимании Президента РФ, опорные зоны — это не только территории, а в первую очередь перечень скоординированных, взаимодополняющих друг друга проектов, а также инструментов господдержки. Их основные задачи — освоение минерально-сырьевых центров, привлечение инвестиций и развитие Севморпути. В рамках зон могут создаваться иные "территории с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности".
Законопроект прописывает порядок создания опорных зон (решение принимает Правительство РФ), их финансирования. Последнее допускает создание фонда поддержки проектов в Арктике. Упор на инициативы с мультипликативным эффектом и блок современных научно-технологических решений.
Пилотные проекты создания опорных зон запланированы на 2018-2020 годы, а функционирование — с 2021 года. Их участниками станут государство, регионы и бизнес.
Где взять средства на мегапроекты? Уже звучат предложения использовать в качестве новых инструментов финансирования гособлигации с особыми режимами и… криптовалюту, а также распространить режимы свободного порта Владивосток на все объекты и порты Арктической зоны.
Сферой приложения приоритетных проектов в Северо-Якутской ОЗ (республика — самый крупный арктический субъект) станет транспорт. Здесь все пассажирские перевозки дальнего и внутрирайонного сообщения осуществляются только по воздуху, для грузовых используются автозимники (их протяженность — 13 тысяч километров!) и внутренние водные пути. Жители республики остро нуждаются в строительстве мостового перехода через реку Лену в районе Якутска, аэропортовых комплексов в арктической части территории. Обветшавший на 90 процентов флот требует обновления через господдержку проектов лизинга морских и речных судов отечественного производства.
Арктическое законодательство продолжит развиваться. На последнем заседании Совета поднят вопрос переработки действующего закона о Севморпути. Пункт о медицине — в частности, о программе "Арктический доктор" (она работает в Якутии и Мурманской области), предлагается включить в закон о развитии Арктики.
С созданием правовой базы для макрорегиона надо торопиться, — мнение губернатора Мурманской области Марины Ковтун.
"Люди устают от ожиданий, — говорит она. — Средняя заработная плата у нас всего на 33 процента выше, чем в среднем по России. Разве это конкурентное преимущество северянина, который живет девять месяцев в зиме, 63 дня в полярной ночи, сложных климатических условиях, на всем привозном? Да еще платит двойную цену за энергомощности. Мы пять лет бьемся и доказываем, что система ценообразования на Севере несовершенна. Пока все уходит в словеса, люди уезжают"
Для адекватной компенсации расходов проживания северян нужна корректировка госгарантий. Это не только экономически целесообразно, но и справедливо, если учесть, что доля доходов федерального бюджета от использования минерально-сырьевой базы Севера превышает 40, а валютных поступлений — 80 процентов.
Чтобы сформировать в арктических, северных и дальневосточных территориях устойчивую к кризисам социальную среду, нужно провести районирование по зонам с разной степенью комфортности условий проживания. А потом на этой основе выработать систему предоставления гарантий и компенсаций населению, включая районные коэффициенты. Вахтовым методом, как убеждены и северяне, и экспертное сообщество, Арктику не освоить.