Политика. 17 ноября, 12:00
Федот Тумусов: Внутренние авиаперевозки в Якутии нужно дотировать. Фото: С сайта "Справедливая Россия"

Федот Тумусов: Внутренние авиаперевозки в Якутии нужно дотировать

Депутат Госдумы от Якутии рассказал в интервью о проблемах региона, работе с молодежью и субсидиях из федерального центра

17 ноября, YakutiaMedia. Внутренние перелеты на Дальнем Востоке и в частности в Якутии должны дотироваться. Иначе многие достопримечательности могут остаться недоступными для туристов, — заявил депутат Госдумы от Якутии Федот Тумусов. По словам парламентария, соответствующие поправки необходимо внести в проект федерального бюджета на 2018 год. О том, почему данные меры до сих пор не приняты, зачем туристам ехать в Якутию и какие экономические перспективы есть у этого субъекта РФ, депутат рассказал в интервью YakutiaMedia.

Федот Семенович, вы два созыва работаете депутатом Госдуму от республики Якутия. Много ли законодательных актов, предложений поступает в Госдуму из этого региона? Какие проблемы, в первую очередь, волнуют жителей Якутии?

Госдума активно работает с региональным парламентом Якутии – Ил Тумэном. Со стороны Госдумы ведется рассылка законодательных инициатив в регион. Это те предложения, которые требуется обсудить на местах. Ил Тумэн рассматривает их и выносит свой вердикт – одобряет ли он их или нет.

Со своей стороны, якутский парламент также предлагает Госдуме инициативы. Сейчас в нижней палате парламента находится два законопроекта, предложенных парламентом Якутии. Один из них касается закона о здравоохранении, который разрабатывался без учета особенности республики и других северных территорий. Второй документ посвящен "дальневосточному гектару". Это уточняющая инициатива касается выделения участков земли в Якутии.

Законопроект о здравоохранении не единственный федеральный документ, требующий адаптации к "якутским реалиям". Вспомним, проект закона о любительском рыболовстве. Он вводит для рыбаков обязательство оформлять специальный документ на вылов рыбы. Разрешение можно будет получить только в федеральном органе исполнительной власти. И жителям Севера, Сибири и Дальнего Востока получить его будет крайне сложно. Как планируется решать эту проблему?

Закон о рыболовстве нанес большой урон любительской рыбалке. Сильно пострадал и традиционный промысел жителей севера. Понятно, что данную сферу надо регулировать на федеральном уровне. Но одно дело "промышленное рыболовство" — вылов рыбы в больших объемах в морях и океанах. И другое — когда рыбаки-любители время от времени рыбачат в маленьких речках. Здесь нужны абсолютно разные подходы. Поэтому данные законодательные акты надо продолжать совершенствовать.

Нужно дать больше свободы любительскому рыболовству.

Сегодня есть законодательство о поддержке коренных малочисленных народов севера. В соответствие с ним для вылова рыбы представителям этих народностей не нужны специальные разрешения. Однако эти документы входят в противоречие с федеральным законом о рыболовстве. И эти противоречия надо снимать.

Кроме того, есть и другие законодательные коллизии. К примеру, живет в регионе семья. Муж не подходит под категорию малочисленного народа севера, а жена, наоборот, подходит. Рыбачит в семье муж, однако по закону ему этого делать нельзя. В результате вся семья не может заниматься рыбалкой. И это неправильно. Необходимо вносить изменения в законодательство. Если в семье есть хоть один представитель малочисленных народов, у всей семьи должно быть право на вылов рыбы.

— Еще одна острая проблема для Якутии это обеспечение "северного завоза" — снабжение жителей региона продуктами питания в преддверии зимы. На это нужно дополнительное финансирование из федерального бюджета. На доставку жизненно необходимых грузов в северные и арктические районы Якутии ежегодно требуется около 30 млрд рублей. Как вы считаете, стоит ли в связи с этим прописать в федеральном бюджете расходы на северный завоз отдельной строкой?

Да, я считаю, что в федеральном бюджете должны быть прописаны отдельной строкой расходы на "северный завоз". Сейчас я как раз работаю вместе с другими депутатами над специальным проектом закона о "северном завозе".

Республика Якутия имеет свои особенности в области логистики. В некоторые районы региона продукты питания надо завозить на два года вперед. Раньше во времена еще СССР "северным завозом" занималось союзное правительство. И регионы Севера всегда обеспечивались продуктами питания. С развалом СССР пропало понимание того, что северные территории России требуют особых методов управления. Нет этого понимания у нашего родного правительства и сегодня. Поэтому мы и боремся за то, чтобы были разработаны и приняты законы, которые позволили бы обеспечивать северные территории необходимыми продуктами питания.

— Федот Семенович, теперь хотелось бы поговорить о развитии туризма в Якутии. Много говорится о туристской привлекательности региона, но хотелось бы отметить высокие тарифы на перевозку. Не каждый житель может позволить себе поездку, к примеру, на горы Кисилях. Стоит ли ожидать в скором времени понижения стоимости на авиабилеты в туристические места и внутри республики в целом?

Якутия – это регион, где есть много привлекательных для туристов мест. У региона своя история, красивая природа. Однако есть одна проблема – транспорт. Из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры многие красивые места остаются недоступными. Усугубляет ситуацию то, что билеты внутри республики стоят очень дорого. По решению президента России Владимира Путина, перелеты с Дальнего Востока в центральную часть страны дотируются. Однако на внутрирегиональные дотации не выделяются. Я постоянно выношу данную проблему на обсуждение.

Я предлагаю внести поправки в бюджет на дотации для внутрирегиональных перелетов на Дальнем Востоке.

Сегодня стоимость авиабилетов формируется только с учетом интересов авиаперевозчиков. Как они рассчитывают цену? По себестоимости: считают цену на бензин, оплату работы летчиков, стоимость эксплуатации самолета. В результате получается себестоимость. К ней прибавляются еще прибыль и перед вами цена билетов. Однако эта цена абсолютно не учитывает покупательную способность населения. Не учитываются и социальные обязательства. Население всех регионов должно иметь возможность свободно перемещаться. Поэтому при формировании цен на авиабилеты надо учитывать все эти факторы. Как только мы добьемся снижения цен на внутренние авиарейсы, начнет развиваться туризм. Люди будут приезжать в Якутию и это, конечно, положительно скажется на развитии региона.

— На рост турпотока большое влияние имеет экологическая ситуация в регионе. Как вы оцениваете экологическую ситуацию в Якутии? На сегодняшний день в регионе расположен 471 объект размещения отходов, из которых всего 244 зарегистрировано в Государственном реестре объектов размещения отходов. Основные проблемы в области обращения с отходами – это отсутствие оборудованных полигонов. Планируется ли выделение государственных средств на строительство полигонов или региональным властям надо будет привлекать бизнес для их строительства?

В регионе, действительно, не хватает оборудованных полигонов для отходов. Госдума принимала законопроект о том, как должны быть оборудованы места для хранения мусора. Однако данный документ не везде исполняется. Есть очень много нелегальных свалок и борьба с ними – огромная проблема. Существуют правила обустройства этих свалок. Но этого недостаточно. В прошлом этот вопрос не регулировался, все выкидывали мусор, куда хотели. И теперь местные власти должны работать над решением проблемы.

В целом экологическая ситуация в Якутии сегодня неплохая. Раньше региону был нанесен сильный экологический ущерб, когда там развивалась алмазная промышленность.

В окружающую среду попало много вредных выделений. То же самое было при добыче золота. С природой никто не церемонился, были испорчены реки. Однако это все наследие прошлого. Сегодня у людей есть понимания о том, что экологию ухудшать нельзя, так как последствия могут быть серьезными.

Еще один вопрос – по поводу проекта стратегии социально-экономического развития Якутии на период до 2030 года. Ранее эксперты назвали разработку данной стратегии одной из причин занятия Якутией высокого места в "рейтинге готовности регионов РФ к будущему", составленном НИУ ВШЭ. Как вы оцениваете данную стратегию? Что в ней не хватает?

Стратегию социально-экономического развития Якутии я видел. У меня было много замечаний методологического плана к проекту этого документа. Утвержденный же вариант стратегии я пока не смотрел.

В целом могу сказать, что стратегия – документ нужный. Когда задачи и все необходимые для их достижения ресурсы будут определены, регион начнет более эффективно развиваться.

— Хотелось бы поговорить также о молодежной политике в Якутии. Какие наиболее перспективные молодежные проекты реализуются в регионе?

Прежде всего, я хотел бы рассказать о проекте "Толкуй". Это дискуссионный клуб студентов московских вузов – выходцев из Якутии. Он является платформой для поддержки молодежных предпринимательских инициатив. Проект существует уже пятый год. За последние два года он стал всероссийским. В нем принимают участие молодые люди из Санкт-Петербурга, Владивостока, Иркутска, Новосибирска. Мы уже проводили конкурс проектов молодежных команд. Проходил также турслет. Эти форматы работы останутся. С появлением новых участников клуба появятся и другие направления.

В рамках проекта мы хотим поддерживать молодежь. В частности будет оказана молодым людям помощь в получении грантов. Мы будем стараться вывести молодых людей на крупных работодателей разного профиля.

На прошлой неделе, 26 октября, в Госдуме прошла презентация проекта "Толкуй". Думаю, в дальнейшем проект будет успешно развиваться.

— Как молодые люди могут стать участниками проекта?

Они могут обратиться к его координаторам, встретиться с ними. Можно также связаться с руководителями проекта через профильную группу Вконтакте.

— Федот Семенович, последний вопрос. Какие у вас законодательные планы на осеннюю сессию? Над какими законопроектами вы сейчас ведете работу?

Я работаю сейчас над одним законопроектом, касающимся "дальневосточного гектара". Еще два законопроекта посвящены охране здоровья жителей севера. Также я сейчас активно работаю над проектом закона об обеспечении фармацевтической промышленности. Еще одно направление работы, о котором я уже говорил выше в интервью, это снижение цены на региональные авиаперевозки. Кроме того, сейчас я занимаюсь инициативой, касающейся развития Арктики, северных территорий и Дальнего Востока.

На заседаниях в Госдуме я стараюсь активнее отстаивать интересы региона, который представляю.

К примеру, по итогам правительственного часа в Госдуме с министром энергетики России Александром Новаком 25 октября я отправил 4 депутатских запроса. Я задал в запросах вопрос министру о строительстве в Якутии ВЛ 220 "Сунтар-Нюрба", строительстве второй очереди Якутской ГРЭС-2. Еще один запрос касался возобновляемых источников энергии. Якутия в этой области отстает, и я предложил создать госструктуру, которая контролировала бы реализацию подобных энергетических проектов. Четвертый запрос касается газовой промышленности Якутии. Якутия сегодня может добывать газа значительно больше, чем потребляет ее население. Поэтому надо активнее его продавать, так как это дополнительные налоговые поступления в бюджет региона. Я попросил министерство энергетике рассмотреть возможность создания стратегии развития газовой промышленности. Министр уже согласился и попросил подготовить предложения в министерства. Над ними сейчас ведется работа.

Планов работы у меня много. Есть еще организационная деятельность. Я являюсь заместителем председателя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме и участвую в ее управлении, начиная от законодательной деятельности и заканчивая работой в зале заседаний. Кроме того, я занимаю пост секретаря президиума партии "Справедливая Россия" по национальной политике. Эта работа также отнимает много времени.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia