В Якутии планируют начать строительство мелкосидящих самоходных судов на проектируемой высокотехнологичной Жатайской судоверфи. О своих планах замсекретаря Совбеза Сергею Вахрукову накануне рассказали речники. В последние годы речники Ленского бассейна встречают большие сложности в связи с отсутствием гарантированных глубин в верховьях Лены. Суда приходится загружать не на полную мощность, корабли буквально ползают по руслу реки. В этом году ограничения по осадке судов начались не в августе, как обычно, а на два месяца раньше – в июне. Об этом сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на официальный информационный портал Республики.
Жатайская судоверфь планирует строительство мелкосидящих самоходных судов в Якутии. Фото: Айаал Черноградский
8 августа в ходе посещения объектов речники презентовали заместителю Секретаря Совета Безопасности РФ Сергею Вахрукову и сопровождающим его представителям федеральных министерств проект создания высокотехнологичной Жатайской судоверфи.
По словам генерального директора Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) Сергея Ларионова, средний возраст судов Ленского бассейна составляет уже около 40 лет при нормативе 25 лет, износ доходит уже до 70%. В советское время суда строили прямо на Лене – в Качугской, Жигаловской и Осетровской судоверфях и судоремонтных заводах в Киренске и Жатае. Но с 1991 года в республике не построено ни одного судна. Между тем ввиду изолированности Ленского бассейна от водной системы рек России строительство и ремонт речных судов возможны только на судостроительной верфи непосредственно в Якутии.
В этой связи в республике разработан проект создания высокотехнологичной Жатайской судоверфи, который должен стать одной из системообразующих в схеме развития Северо-Якутской опорной зоны Арктической зоны страны. Очень важно, чтобы проект попал в государственную программу РФ "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года".
В последние годы речники Ленского бассейна встречают большие сложности в связи с отсутствием гарантированных глубин в верховьях Лены. Суда приходится загружать не на полную мощность, корабли буквально ползают по руслу реки. В этом году ограничения по осадке судов начались не в августе, как обычно, а на два месяца раньше – в июне. Поэтому в планах Жатайской судоверфи – строительство мелкосидящих самоходных судов. Так, Сергею Вахрукову рассказали о проекте по строительству мелкосидящих самоходных нефтеналивных судов-толкачей.
Справка (по данным сайта Минвостокразвития России: Реконструкция и модернизация Жатайского судоремонтного-судостроительного завода направлена на обеспечение грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне и на Северо-Востоке Арктической зоны за счет обновления флота на создаваемой современной высокотехнологической верфи. Завод обладает единственным в зоне вечной мерзлоты судоподъемным сооружением – слипом с 11 наклонными дорожками, способными поднимать суда "река-море" длиной до 130 м доковым вестом 2200 т. По предварительным подсчетам, объем инвестиций в проект составляет более 5 млрд рублей.
Отметим, что по данным российского речного регистра, по состоянию на 1 декабря 2016 года в Ленском бассейне зарегистрировано 1714 судов различных видов. Средний возраст этих судов составляет более 37 лет при нормативе в 25. При этом зарегистрированы 62 судна, средний возраст которых доходит от 57 до 68 лет.
С 1991 года в Республике Саха (Якутия) не построено ни одно судна, тогда как в советское время в Ленском бассейне работало 3 судоверфи (Качугская, Жилаговская, Осетровская), 2 судоремонтных завода ("Красноармейский" в Киренске и Жатайский) и 3 ремонтно-эксплуатационные базы (Осетровская, Алексеевская, Пеледуйская), на которых ежегодно строилось до 25 судов.
Напомним, что ранее Дальневосточный федеральный округ входил в тройку лидеров судостроительной отрасли России, занимая 15% по количеству предприятий, 12% по численности работников и 9% по объему производства. Точками роста судостроительной промышленности также являлись Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре и "Восточная верфь" во Владивостоке. Развитие судостроительного и судоремонтного производства – стратегически важная задача, закрепленная в госпрограмме развития судостроения до 2030 года.
Жатайская судоверфь планирует строительство мелкосидящих самоходных судов в Якутии. Фото: Айаал Черноградский (ЯСИА) https://www.sakha.gov.ru
Кроме того, представители Якутии озвучили предложение о необходимости отсрочки до 2025 года начала действия норм Технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта", согласно которым с 1 января 2020 года запрещается эксплуатация однокорпусных судов – все суда должны иметь двойное дно. По данным первого заместителя председателя Правительства – министра экономики Якутии Алексея Стручкова до вступления требований регламента за оставшиеся 2,5 года необходимо оснастить двойным дном 94 суда. Замену старого одноконтурного наливного флота планируют за счёт строительства новых судов на Жатайской судоверфи.
"Проблема замены старого парка и строительства новых судов в России ставится не первый год. На территории РФ строили очень мало кораблей, в основном, закупали, – сказал Сергей Вахруков, но поддержал решение о строительстве судов на базе Жатайской судоверфи. – Здесь вариантов просто нет. Я не думаю, что найдём более экономически выгодный для Якутии вариант. Сейчас очень важно от разговоров перейти к конкретным графикам, поиску внебюджетных источников, частных инвесторов". Заместитель Секретаря Совета Безопасности поручил сформировать предложения и до ноября завершить проектно-сметную документацию объекта "Строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи на базе модернизации и реконструкции Жатайского судостроительного завода".
вступай в группу "YakutiaMedia сообщает…" в Whatsapp |