Основной задачей авиакомпании "Якутия" на 2017 год является рефинансирование задолженности. В парламенте Якутии председатель постоянного комитета парламента республики по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Федоров провел расширенное совещание с руководством АО "Авиакомпания Якутия", на котором обсуждены вопросы эффективности деятельности и перспективы развития авиакомпании, вопросы целевого использования выделенных средств на поддержку и развитие компании, а также вопросы финансового оздоровления компании, сообщает ИА YakutiaMedia.
По словам генерального директора авиакомпании Ольги Федоровой, АК "Якутия" был предоставлен кредит на 2,2 млрд рублей. На сегодня остаток задолженности составляет 588 млн рубле. также предоставлена госгарантия по итогам 2016 года на сумму 1,3 млрд рублей. На сегодня невыплаченная сумма составляет 252 млн 98,0 рублей. В 2017 году предоставлена госгарантия в сумме 2,5 млрд рублей, из них 500 млн рублей кредита компания получила, 2 млрд рублей пока не осваивали. "Это связано с тем, что мы прорабатывали и прорабатываем вопрос о получении госгарантии Правительства РФ. На сегодня есть решение на предоставление госгарантии Республики Саха (Якутия) на 139 млн рублей. Субсидия предоставляется только под гарантии субъекта. Документы предоставлены, но получен отказ, связанный с тем, что средства федерального бюджета уже распределены", — сказала она.
В данное время компания пытается погасить задолженности за пользование услугами международного аэропорта "Якутск": текущая задолженность не гасится, а ведется работа по предыдущим задолженностям, штрафам и пеням.
"Увеличение курса доллара существенно повлияло на обслуживание сформировавшегося долга и текущую деятельность авиакомпании, что в конце 2014 года доводило финансовое состояние компании почти до катастрофической. Это связано с тем, что в основном по лизинговым договорам компания платила в валюте по всем 4 приобретенным машинам и при этом не было произведено реструктуризации долга. "Это одна из глубочайших ошибок, которая допущена компанией в свое время", -— отметила она. Однако при поддержке руководства республики авиакомпании удалось решить эту проблему.
Несмотря на такие финансовые сложности, для авиакомпании "Якутия" критически важной стратегической переменной является наличие стратегического инвестора, который окажет поддержку в расширении парка воздушных судов и повышении эффективности производственной деятельности авиакомпании. Развитие маршрутной сети авиакомпании "Якутия" будет базироваться на сохранении доли традиционных направлениях (Якутск, Москва) в условиях нарастающей конкуренции, оптимизации маршрутов в аэропорту Краснодара и планомерном развитии восточного направления (Хабаровск).
В существующей маршрутной сети авиакомпании основные убытки связаны с выполнением магистральных рейсов, связывающих базовые аэропорты и выполняемых в условиях жесткой конкуренции. Для оптимизации проблемных рейсов будет применена комплексный подход, включающий в себя изменение частоты рейса и типа воздушного судна, а также совершенствование тарифной политики с учетом действий авиаперевозчиков-конкурентов. Для повышения конкурентоспособности авиакомпании флот воздушных судов будет приведен к двум базовым производителям, что позволит снизить себестоимость выполнения полетов.
Инвестиционная политика авиакомпании в период 2014-18 гг. будет базироваться на уходе от финансового лизинга к операционному лизингу воздушных судов. Привлечение средств стратегического инвестора (отраслевого или финансового) позволит расширить флот за счет приобретения самолетов в собственность. По прогнозам участие Республики Саха (Якутия) как пилотного региона во внедрении социальных транспортных стандартов повысит пассажиропоток на внутренних рейсах на 50% к 2022 году.
В настоящее время компанией "Якутия" эксплуатируются самолеты Боинг 737-800, Боинг 737-700 и Боинг 757-200, Ан-140 и Ан-24, самолеты "Сухой Суперджет" SSJ-100 и Bombardier Q-400, из эксплуатации выведены Ту-154М.
Авиакомпания "Якутия" осуществляет полеты практических на всех видах маршрутов: магистральные, региональные, местные, международные. Долгосрочная стратегическая цель авиакомпании "Якутия": стать высокоэффективной конкурентоспособной компанией, входящей в первую десятку авиакомпаний России.
народный депутат Ил Тумэна
Автор фото: Ykt.ru
2017 год станет переломным для авиакомпании "Якутия". Компания выходит на докризисный уровень выручки в 11 млрд рублей и перевозку миллиона пассажиров. Сейчас перед АК "Якутия" основная задача – рефинансирование краткосрочной ссудной задолженности на 5-7 лет путем привлечения долгосрочного кредита. Это позволит "Якутии" четко планировать свою работу и к 2022 году решить вопросы финансового оздоровления.
Считаю, что авиакомпания выбрала правильную стратегическую линию. После кризисного 2015 года, когда выручка упала до 7,5 млрд рублей, а количество перевезенных пассажиров составила около 630 тысяч человек, было сделано много. В частности, была проведена оптимизация штатной численности с 1400 до 1030 человек, были сокращены нерентабельные рейсы, сокращена разнотипность воздушных судов, сокращены лизинговые обязательства в иностранной валюте. Кроме того, закрылось представительство в Краснодаре, проведена оптимизация численности представительства в Москве. Был увеличен уставный фонд компании со стороны правительства республики. Такие меры дали ожидаемый результат. Осенью еще раз соберемся нашим комитетом с руководством АК "Якутия", чтобы продолжить экономический анализ и иметь четкую картину происходящего в ней.
Сразу скажу, что есть факторы, которые не зависят от руководства авиакомпании, но тянут ее вниз. К примеру, высокая стоимость аэропортового обслуживания в аэропортах республики — ФКП "Аэропорты Севера" и аэропорт "Якутск". Так, сборы за взлет-посадку, обслуживание бортов в аэропорту Якутска почти в два раза дороже, чем в Иркутске и Красноярске.