Общество. 21 февраля, 10:00
Зимник Депутатский-Усть-Куйга. Фото: Нюргуяна Иванова
Оторванная Якутия

Стихия, деньги и закон, или Как Север Якутии чуть не лишился «дороги жизни»

Северный завоз в этом году оказался на грани срыва

21 февраля, YakutiaMedia. Территория крайнего Севера всегда слыла своим бездорожьем и отсутствием какой-либо инфраструктуры. Казалось бы, в местах, где летом передвигаться между населенными пунктами возможно лишь на речном и воздушном транспорте, зимой ни о каких передвижениях не может быть и речи. Но это далеко не так. Как раз-таки в этот период, начинают функционировать автозимники, которых нарекли здесь "дорогами жизни". Это пока единственное транспортное сообщение между северными поселениями и внешним миром, через которое организуют пассажирские перевозки и перевозят груз: продовольствие и топливо. В этом году на севере Якутии произошел беспрецедентный случай – на водоемах не могут пробить автозимники, на местах заканчивается запас топлива, отдельные районы вводят режим ЧС. О том, что помешало северному завозу и почему Север чуть было не лишился главной артерии, соединяющей его с материком, – в материале ИА YakutiaMedia.

1 / 3

Сложная ситуация с автозимниками сложилась в Янской, Индигирской и Колымской группах улусов. Местные жители не припомнят, чтобы дороги между населенными пунктами начали прокладывать в середине февраля. Есть также ряд определенных вопросов по перевозке и доставке жизнеобеспечивающих грузов. Если в прошлом году в это время завоз опаздывал на 13-17 тысяч тонн, то сегодня отставание идет уже на 200-220 тысяч тонн. В целом через зимние перевозки в этом году должно быть завезено 707 тысяч тонн.

Юрий Зайцев
Юрий Зайцев

Председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии

Автор фото: YakutiaMedia

У нас план по перевозке в этом году составляет 707 тысяч тонн грузов. По факту мы перевезли 241 тысячу тонн. Это фактически то, что составляет 34% от общего плана и 52% от плана на действующую дату. Отставание идет на 220 тысяч тонн. Ситуация довольно серьезная.

В конце января наступившего года тревогу забили в Усть-Янском районе на участке Депутатский-Усть-Куйга автомобильной дороги "Яна". Сильная пурга, которая началась 17 января к 30 числу полностью забила трассу и замела путь. Для обеспечения работы автозимников и исключения рисков недопоставки топливно-энергетических ресурсов на объекты жизнеобеспечения в районе были мобилизованы все силы и средства. С 1 февраля муниципалитет ввел режим ЧС, который был снят только 13 февраля. Сейчас район находится в режиме повышенной готовности.

Юрий Зайцев
Юрий Зайцев

Председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии

Автор фото: YakutiaMedia

Перевозка топлива в Усть-Яне – это еще самая маленькая проблема, которая на сегодняшний день складывается у нас по районам. Наиболее острая ситуация сложилась в Среднеколымском районе, в части перевозки грузов ГУП ЖКХ. У нас также просто огромный объем перевозок в Верхоянском районе, предприятие которое сейчас абсолютно спокойно все отрабатывает. Так что это не единичный случай.

Действительно, в Среднеколымском районе на сегодняшний день не открыт ряд внутриулусных дорог. Например, не пробит автозимник в Березовку, открытие которого планировалось на конец ноября. Сегодня уже середина февраля, а дороги все еще нет.

Такой аномальной зимы Север еще не видел

Для возникновения всей этой ситуации есть свои причины. Пожалуй, самая главная из них – это обильное выпадение осадков во всех арктических и северных районах Якутии. В одном только Усть-Янском районе в этом году выпала двухгодичная норма снега. Сопки, которые в это время уже должны чернеть, все так же стоят под снежным покрывалом.

Размер сугробов на Колыме достигает 2,5 метров, все, что находится под этой грудой снегозапасов, очень плохо замерзает, отсюда большое количество техники, которое просто утонуло.

1 / 6

В Абыйском улусе с октября действует режим ЧС по зимовке скота. Лошади из-за глубокого снега не смогли добыть подножный корм, в связи с этим был начат преждевременный забой молодняка.
В поселке Зырянка Верхнеколымского района в декабре этого года 22 дома ушло "по уши" в снег. Благо местные власти своевременно отреагировали. Сейчас зимовка там проходит спокойно.

Несмотря на затянувшиеся пургу, сильные ветра и обильный снег, сама зима выдалась на удивление теплой. В поселке Черский Нижнеколымского района в начале декабря 2016 года так и вовсе полил дождь. Столбик термометра достиг +8 градусов, растаял снег, на дорогах образовались лужи.

"Я такой зимы еще не видел. Даже муниципальные зимники всегда открывали где-то 10 ноября. В этом году после напряженной работы мы открыли их только 7 декабря. Такого не бывало! Снег выпал обильный, тундра до конца не промерзла, а на тундру легла "шуба". Вот и результат. Очень было много работы. Всю эту "шубу" пришлось убирать легкой техникой, которая не проваливается", — прокомментировал глава Усть-Янского района Георгий Федоров.

Глава Усть-Янского улуса Георгий Федоров

Глава Усть-Янского улуса Георгий Федоров. Фото: Нюргуяна Иванова

"Я бы не сказал, что у нас каждый год столько снега выпадает и такая необычайно теплая зима у нас впервые за последнее время. Снегопады начались 16 сентября и с маленькими перерывами они продолжались практически до нового года. Дорожники все это время держались, но последняя пурга, которая началась 17 января, уже окончательно доконала их и к 30 числу забила трассу полностью. Кроме того, очень много людей после нового года начали передвигаться в пургу, и дорожники много времени потратили на сборы всех этих застрявших машин. Последнюю машину они тащили с 95 км около двух суток. Много дорожной техники было отвлечено от работы. Сейчас все наладили. Зимник работает", — добавил он.

В свою очередь наличие такого большого запаса снега наталкивает на мысль о паводке. Как оказалось, не напрасно:

Юрий Зайцев
Юрий Зайцев

Председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии

Автор фото: YakutiaMedia

Никто не ожидал такого снегозапаса на территориях Яно-Индигирской и Колымской группы улусов. Снегозапасы на Колыме, особенно в верховье и среднем течении достигают до 2 метров. Это говорит о том, что будет довольно сложная ситуация по паводкам. Все конечно зависит от зимы, но, если будет резкое потепление, можно считать, что такие населенные пункты как Зырянка, Среднеколымск, Аргахтах на Алазее и Колымское будут подтоплены и затоплены. Такая же ситуация может возникнуть в части Индигирки особенно, где много запасов снега. Необязательно, чтобы была река, это могут быть озера, а также большие снежные покровы, поэтому будем готовиться.

Энергетики vs перевозчики

Не все беды оказались только от одной стихии. В конкретном случае по завозу в Усть-Яне немаловажную роль сыграл человеческий фактор. До января дорога регионального значения "Яна" на участке Депутатский – Усть-Куйга соответствовала всем нормативным требованиям. Но перевозчики просто не заключали договоры с АО "Энерготрансснаб" из-за высоких тарифов и задолженности за прошлый год. Стоит отметить, что в прошлом году тариф за тонно-километр составлял 8 рублей, а осенью энергетики снизили тариф до 7,5 рублей. В АО "Энерготрансснаб" объяснили, что такой тариф получился в итоге торгов: "Когда размещали в соответствии с 44 ФЗ, генеральный подрядчик, торгуясь, снизил тариф до 7,5 рублей".

Снижение тарифов при подорожании топлива и содержании гаражей по всей стране вызвало недоумение у водителей. Сегодня в Усть-Янском районе весь водительский состав – это индивидуальные предприниматели, поэтому на такие условия они не согласились.

Перевозкой нефти сегодня по направлению Депутатский — Усть-Куйга занимается только три автомобиля общей грузоподъемности 33 тонны (два по 8,5 тонн и один грузоподъемность 15 тонн). Максимум в неделю они делают три рейса.

1 / 3

"Помимо этого, идут большие перевозки с Усть-Куйги до Батагая, еще осенью, в навигацию было накоплено 30 тысяч тонн угля. Больше половины уже вывезено и по словам главы Верхоянского района они скомпоновали порядка 180 единиц транспорта, которые занимаются круглосуточными перевозками, порядка 16 тысяч тонн они уже вывезли. У них тариф составляет 11 рублей за тонно-километр. Там нет перевалов, нет тундры, соответственно водители бегут туда. Я считаю ценовую конкуренцию энергетики должны перебить, так как патриотов нынче нет. За 7,5 рублей никакой патриот в Депутатский не повезет, он сначала в Батагай будет возить за 11 с копейками", — рассказал глава района Георгий Федоров.

Угольная перевалка в Усть-Куйге. Отсюда водители едут в Верхоянье

Угольная перевалка в Усть-Куйге. Отсюда водители едут в Верхоянье. Фото: Нюргуяна Иванова

Во время работы над данным материалом, энергетики провели переговоры с перевозчиками и договорились о повышении тарифа до 11 рублей за тонно-километр.

Водитель-частник Артем Хадонов

Водитель-частник Артем Хадонов. Фото: Нюргуяна Иванова

Частный перевозчик Артем Хадонов: "Почему такая ситуация образовалась? Потому что многие водители не заключили договоры в этом году на перевозку именно из-за задолженности и низких тарифов. Сейчас вопросы задолженности решаются, а тарифы уже подняли до 11 рублей. В прошлом году наше предприятие перевезло 1700 тонн, а в этом году я не перевез ни тонны, потому что изначально договор не заключал. Дорожная ситуация сложная из-за снега, но до нового года машины нормально работали, при ЧС естественно никто не ездил. У нас много машин находится в Верхоянске, там работать легче, у нас же перевалы. А сейчас тариф выровнялся, может быть приедут, не знаю, за других ничего не могу сказать. Сам буду ездить на трассе".

Петр Улич

Петр Улич. Фото: Нюргуяна Иванова

"С начала зимы дорога была постоянно, не было таких мощных ветров как после нового года. Снега много не было. Движение всегда было открыто, но толку никакого, по ней ездили только пассажирские уазики и одна машина, которая возила бензин на АЗС "Депутатский". Углевозы завезли только 2 тысячи тонн, кто им мешал поднять тариф с начала зимника? Не было бы этой проблемы сейчас. А сейчас пытаются все валить на дорожников, мол дорога не готова. В этом году выпала норма снега здесь как за два с половиной года. Были очень мощные ветра, которые запечатали этот наст, что тракторы К-700, у которых мощные дизеля не могут взять этот наст снежный, понимаете? Оставлять дорожников один на один с этой стихией тоже неправильно, а то ребята работают днем и ночью", — поделился с корр. ИА YakutiaMedia начальник Усть-Куйгинского участка ИП "Кривошапкин" (генерального подрядчика дороги) Петр Улинич.

Палки в колеса от федерального законодательства

Ситуация по завозу топлива усложняется также технической неготовностью транспорта. Согласно требованиям Европейской конвенции о перевозке опасных грузов (Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011, Правила ЕЭК ООН №105 и Главы 9.2 ДОПОГ) транспортные средства должны иметь свидетельство ДОПОГ, должны быть оснащены тахографом и системой АБС (Антиблокировочная система). В Усть-Янском районе всего 8 транспортных средств, у которых есть разрешение к перевозке опасного груза. Еще 8 транспортных средств только подали документы на установку.

Установка тахографа

Установка тахографа. Фото: Нюргуяна Иванова

"Это нововведение вносит определенные трудности. В транспортном средстве должно быть установлено ограничение скорости, а также антиблокировочная система, АБС и тахограф. В Усть-Янском районе установка затруднена с отсутствием спецрезервной станции. Должны быть специальные организации, приходится обращаться через Омск, Новосибирск. Сложность не в том, что не могут устройство установить в машине, а в том, что нужно специалиста привезти. Никто в федеральном законодательстве не учел, что есть такие районы, куда сложно привезти специалиста. Сейчас у нас действует режим повышенной готовности, что пока блокирует эти требования. Пока не завезется положенное количество топлива, мы будем идти навстречу, потому что жизнеобеспечение населения сейчас превыше всего", — сообщил начальник Усть-Янской ГИБДД Петр Абрамов.

Проблемы с прокладкой автозимников на Севере были всегда, начиная с 1991 года, но в этом году случилось то, что никто не мог предвидеть. Сейчас для республики главное, чтобы зимний завоз не сорвался. Размышления над произошедшим вызывают лишь один вопрос – есть ли альтернатива автозимникам в Якутии? В советские времена дизельное топливо завозили вертолетами, дорого, но что делать. Дороже будет людей эвакуировать.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Определили ориентировочные сроки открытия автозимников в Среднеколымском районе Якутии

Объем перевозок жизнеобеспечивающих грузов в арктические районы Якутии выполнен на 34%

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia